Виды знаний

На этой неделе мои ученики диагностируются по темам «Человек» и получают домашнюю работу на новую неделю. Им предстоит до следующего урока самостоятельно повторять или изучать теорию, составлять сложные планы, выписывать определения, подбирать факты для банка примеров, решать онлайн-тесты и выполнять задания с развернутым ответом.
Но уже сейчас вы можете к нам присоединиться и выполнить следующее задание из типового варианта ЕГЭ:
26. Назовите любые три вида (пути) познания мира и проиллюс­трируйте примером каждый из них.
Ну как, сложно? Так сразу… Ладно, ловите ключ:
В ответе могут быть названы и проиллюстрированы, например, следующие виды познания:
1) научное познание, или наука (теория относительности Эйнштейна);
2)художественное познание, или искусство (информация об исторических фактах, переданная средствами литературы, музыки и др.; например, в опере «Князь Игорь», романе «Война и мир»);
3) житейское познание, или опыт повседневной жизни (наблюдение ребёнка за падающими предметами, льющейся водой и т. п.).
Только не пишите как в этом ключе. На экзамене примеры должны формулироваться развернуто. Предложения в вашем ответе должны быть распространёнными и отражать причинно-следственную связь между фактом и его последствием. Например, «школьник А. прочитал роман Л.Толстого «Война и мир», из которого узнал про героев Бородинского сражения и подготовил доклад на уроке».
Но, если честно, скучно читать готовые ответы. Интереснее придумывать задания. И отвечать без помощи учебника, обращаясь к ним в последнюю очередь, чтобы убедиться, какой вы умный, до всего дошел сам. 
Давайте изменим задание. И не будем оглядываться на ЕГЭ.
Вот отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»:
«Но самое большое внимание заслуживали события совершенно посторонние, не имевшие никакого отношения к сражению. Как будто внимание этих нравственно измученных людей отдыхало на этих обычных, житейских событиях. Батарея артиллерии прошла пред фронтом полка. В одном из артиллерийских ящиков пристяжная заступила постромку: «Эй, пристяжную-то!.. Выправь! Упадет... Эх, не видят!..» — по всему полку одинаково кричали из рядов. В другой раз общее внимание обратила небольшая коричневая собачонка с твердо поднятым хвостом, которая, Бог знает откуда взявшись, озабоченной рысцой выбежала перед ряды и вдруг от близко ударившего ядра взвизгнула и, поджав хвост, бросилась в сторону. По всему полку раздалось гоготанье и взвизги. Но развлечения такого рода продолжались минуты, а люди уже более восьми часов стояли без еды и без дела под непроходящим ужасом смерти, и бледные и нахмуренные лица все более бледнели и хмурились».
Как вам такое описание эпизода из Бородинского сражения? Или всем знакомое «Бородино» М.Ю. Лермонтова?
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Жутко? Тогда прочитайте о Бородинском сражении в учебнике истории ( Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. М.,1997.—544 с.)
«Рано утром 26 августа французы начали наступление на левом фланге. Бой за флеши продолжался до 12 часов дня. Обе стороны несли огромные потери. Был тяжело ранен генерал П.И. Багратион. (Через несколько дней он скончался от ран.) Взятие флешей не принесло французам особых преимуществ, так как левый фланг им не удалось прорвать. Русские организованно отступили и заняли позицию у Семеновского оврага. 
Одновременно осложнилось положение в центре, куда Наполеон направил главный удар. Для помощи войскам генерала Н.Н. Раевского М.И. Кутузов приказал казакам М.И. Платова и конному корпусу Ф.П. Уварова совершить рейд в тыл французов. Наполеон был вынужден почти на 2 часа прервать штурм батареи. Это позволило М.И. Кутузову подтянуть к центру свежие силы. Батарея Н.Н. Раевского несколько раз переходила из рук в руки и была захвачена французами только к 16 часам. 
Взятие русских укреплений не означало победу Наполеона. Напротив, наступательный порыв французской армии иссяк. Ей требовались свежие силы, но Наполеон не решился использовать свой последний резерв императорскую гвардию. Продолжавшееся более 12 часов сражение постепенно затихало». 
Достаточно? Давайте еще напоследок глянем на картину художника.



Битва при Бородино 26 августа 1812 года. Ф.Рубо. Фрагмент

Как видим, знание мы получаем действительно разными путями. Неспроста знаменитый физик А.Эйнштейн считал: «Религия, Искусство и Наука — это ветви одного и того же дерева».

 Можно прочитать научную монографию историка П.А. Жилина «Отечественная война 1812 года». Или роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». А что бы выбрали вы? Обоснуйте свой выбор. Выпишите в таблицу аргументы в пользу прочтения романа и аргументы в пользу монографии. Что отличает подходы к описываемым событиям писателя и ученого? Сравните ваши аргументы с характеристиками научного и художественного знания в учебнике или справочнике по обществознанию (тема.1.3 «Виды знаний»).
Если найдете совпадения, это — замечательно. Это значит, что с темой вы разобрались самостоятельно, еще до того, как открыли учебник или послушали учителя. Теперь вы сможете сами проиллюстрировать примерами утверждение о том, что знания облегчают восприятие произ­ведений искусства и, наоборот, доказать, что явления художественной культуры обогащают наши знания. Только не забывайте, как оформляются ответы на экзамене.

А теперь напишите мини-сочинение по высказыванию Л.Н.Толстого «Не будь наук и искусства, не было бы человека и челове­ческого жития».
Любопытно, а на ваших школьных уроках часто научное знание дополняется художественным?
Хотите знать, что выбрал бы я? Я бы прочитал и роман, и монографию. Интересно же узнать, не наврал ли Толстой. Ведь только одно описание Бородинского сражения занимает в романе двадцать глав. А за помощью обратился бы к замечательному курсу "Война и мир»: от замысла к мифу".
Еще одно задание по теме «Виды знаний» смотрите здесь.

Комментарии