Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел...

Выполните задание из блока «Социальные отношения» (тема 3.9 «Социальный контроль»).
Найдите в приведенном ниже списке высказывания, харак­терные для конформного поведения. В ответе запишите циф­ры, под которыми они указаны, в порядке возрастания.
1) «Я считаю, что вы не правы, поэтому поступлю, как правиль­но...»
2) «Знаю, что так нельзя, но все ушли с урока, и я ушел...»
3) «Пусть делают, что хотят, главное — не выделяться».
4) «Я поддержу любое ваше решение...»
5) «У меня есть своя голова на плечах, я сам за себя отвечаю...»
С одной стороны, конформизм означает соответствие поведения установленным нормам. На словах это поведение обычно формулируется «быть как все». Ну, а чем это плохо?
Вспомните из «Евгения Онегина»:
Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
С годами вытерпеть сумел;
Кто странным снам не предавался,
Кто черни светской не чуждался,
Кто в двадцать лет был франт иль хват,
А в тридцать выгодно женат;
Кто в пятьдесят освободился
От частных и других долгов,
Кто славы, денег и чинов
Спокойно, в очередь добился,
О ком твердили целый век:
N. N. прекрасный человек.
Разве не в этом смысл жизни в обществе?

Впрочем, есть и другая точка зрения.
Живу не так, как бы хотелось.
Заели суета и быт.
И осторожность, а не смелость
Порою мной руководит.

Живу не так, как мне мечталось,
Когда я пылок был и юн.
И только музыка осталась
От тех, не знавших фальши, струн.

Живу не так, как нас учили
Ушедшие учителя.
Когда судьбу земли вручили,
О чём не ведала земля.

Живу не так... но, слава богу,
Я различаю свет и мрак.
И не судите слишком строго
Вы все, живущие не так.
А. Дементьев
«Вы такой, как все, или нет?» - с этим вопросом социологи (Комсомольская правда. 1992. 27 июня) обратились к 2110 респондентам, представляющим взрослое население России. Ответы распределились так: «Такой же, как все окружающие» - 61%; «не такой, как другие» - 21%; затруднились с ответом – 18%... Сравнительно часто (28%) «не такие, как все» встречаются среди владельцев больших домашних библиотек. Как вы думаете, почему? Хорошо ли быть «как все»? Подумайте, зачем обществу люди, которые не «как все»? Я вот сам из тех, кто не любит поговорку, что иметь синицу лучше, чем грустить по журавлю.
С другой стороны, конформизм — пассивное восприятие целей и ценностей социаль­ной группы. Ну, впрямь как написано в задании: «главное — не выделяться».
Помните Молчалина — героя пьесы А. Грибоедова «Горе от ума»?
— Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья —
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Малосимпатичный образ, согласны? А найдите слова оправдания Молчалину. По крайней мере, он работает, служит, покуда его антагонист Чацкий «вот рыскают по свету, бьют баклуши». Странно, но образы конформистов в русской литературе не привлекательные. Один «человек в футляре» Беликов чего стоит! А вообще пригоже слыть учителю конформистом?
Надо сказать, что проблема конформизма благодатная в искусстве. Есть даже роман А. Моравиа «Конформист» и его экранизация Б.Бертолуччи (1970). Впрочем, можно просто посмотреть советский фильм про подростков «Чучело».
А я люблю перечитывать повесть В.Пановой «Спутники». Особенно этот отрывок:
«Был ли он также доволен собой? На этот вопрос он не мог бы ответить определенно. Скорее – нет, не был. Что-то было в нем неблагополучно, чего-то недоставало, а чего – он не знал…Почему другие спорят, а его всегда так и подмывает поддакнуть собеседнику, если даже он с ним не согласен? Только в крайнем волнении он решается возражать, да и то до тех пор, пока на него не прикрикнут… Почему другие люди говорят друг другу резкости и не обижаются, а его, Супругова, болезненно обижает каждый пустяк?
Чтобы не давать повода для обид, он старался быть как можно вежливее, угощал всех папиросами и везде, где мог, обещал «поблагодарить».
Другие держатся в жизни как хозяева. А он стоит у порога, как непрошенный гость. Почему?
Он не понимал, почему.
Впрочем, он старался не думать об этом. Ему и так хорошо. У него есть все: солидная профессия, прочное положение, чистая репутация. И эти милые безделицы, которые украшают существование. Что еще нужно для счастья, в конце концов?
Война с первых дней все исковеркала. Все полетело к черту – уверенность, покой, солидность…
Его мобилизовали. Позвольте! У него слабое здоровье! Что ж, он будет служить в санитарном поезде. Но он не хирург! Он не умеет извлекать пули и накладывать гипс! Это сделают другие; а он будет возить раненых и смотреть за ними в дороге, чтобы не болели, чтобы выздоравливали. И пусть не беспокоится – при надобности его научат и пули извлекать…
Но он не хочет, чтобы его изувечили! Он боится бомб! Боится страданий!
…Он всех ненавидел. Зачем они притворяются, что не боятся?! Они все знают, так же как и он, и о фугасах, и о разрывных пулях, и об иприте, и о звериной жестокости врага. Как они смеют делать вид, что им не страшно?! Как они могут смеяться, говорить о житейских пустяках, есть мороженое, ходить в театр, когда внутри у них воет: ууу!
Но все словно сговорились притворяться. Они притворялись так искусно, что даже он поверил, будто они действительно не боятся. Приходилось притворяться и ему. И он навязчиво угощал папиросами, говорил о пустяках, старался не выдавать себя. По ночам он не спал. Поезд шел к фронту. Супругов курил и седел».
Да уж, нелегко в жизни конформистам. Писатели их не любят, учителя литературы на уроках изобличают.
Так, все-таки, конформизм — это норма или отклонение? А нонконформизм тогда что такое? А что вообще есть норма? Как на этот вопрос отвечают психологи и социологи?
«Решительный нонконформизм уживался в нем с абсолютной беспринципностью. Это бывает», — узнайте, о ком и почему так отозвался писатель С. Довлатов в романе «Компромисс».
В задании 29 вам предложат написать мини-сочинение по высказыванию "Разумный человек приспосабливается к миру; неразумный - упорно пытается приспособить мир к себе. Поэтому прогресс зависит от неразумных людей" (Б. Шоу). Кто, по вашему, «разумный человек»? Кто более разумен: Молчалин или Чацкий? Охранители или ниспровергатели? Кирсанов-старший или Базаров?
Может, хватит воспевать всяких нигилистов и «лишних людей» и прекратить читать литературу, ту самую, которая все громче вопрошала: кто виноват и что делать?.. «Разумеется, теперь мы проистлеваемся, - словно предупреждает нас Ф.М. Достоевский словами одного из своих героев, - не стесняемся обязанностями, нас бьют по роже, и мы прячемся, испугались – ведь это свободнее. Нигилизм в своем роде».
Может стоит согласиться с писателем О.Хаксли, который в романе «Дивный новый мир» писал, что «не философы, а собиратели марок и выпиливатели рамочек составляют становой хребет общества»? Был ведь один философ, провозгласивший: «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Ну, и чем все закончилось?
Лучше равняться на лирического героя песни С.Шнурова?

Посмотрите документальный фильм «Я и другие» (1971) и его римейк (2010), а также его обсуждение в студии программы «Картина маслом». Организуйте их обсуждение в классе.
Знаменитые эксперименты Стэнли Милгрэма о подчинении легитимному авторитету были проведены в связи с попыткой понять поведение немцев в годы Второй мировой войны. Исследования «диффузии ответственности» появились после случая с Китти Дженовезе, убитой на глазах многочисленных соседей. «Теории и практики» выбрали еще несколько крупных исследований социальной психологии, поводом для которых стали исторические события, житейские наблюдения или случайные инциденты.
Изучите феномен «референтных групп», которые иногда называют эталонными, и их роль в формировании такого качества человека, как конформизм. Назовите примеры этих групп в российском обществе. Обратите внимание на отражение роли этих групп в маркетинге, в политической пропаганде, в массовой культуре.
Вспомним снова характеристики Александра Андреевича Чацкого:
«Ах, боже мой! Он карбонари!». «Опасный человек!». «Что говорит, и говорит, как пишет!». «Он вольность хочет проповедать!». «Да он властей не признает!». Да, уж кем-кем, но конформистом Чацкого не назовешь. А, действительно, всегда ли надо признавать власть? Кабы чего не вышло опять…
Не всякая всходит идея,
асфальт пробивает не всякое семя.
Кулаком по земному шару
Архимед колотил, как всевышний.
«Дайте мне точку опоры,
и я переверну всю землю!», -
но не дали этой точки:
«Кабы чего не вышло...»
Е. Евтушенко.
Прочитайте отрывок из интервью директора Института социологии РАН М.Горшкова (Российская газета. 2005.7 декабря С.22).
«Отличительная черта российского характера – стремление жить не «лучше прочих», а «не хуже других». Пока это людям удается, взрывов и не происходит. Поверьте, страна на баррикады не пойдет, пока этот ее «последний оплот» не будет выбит из седла…
Кстати, у каждого времени свои «товары – маркеры», обладание которыми позволяет человеку почувствовать себя «не хуже других». В советские времена это были мебельные гарнитуры, сервизы и т.д. Еще совсем недавно – видеомагнитофон. Сейчас, как показывают наши опросы, таким товаром стал мобильный телефон…
Так или иначе, пока у людей все-таки есть возможность пусть не сразу, а через 3-4 месяца в рассрочку купить себе то, о чем они мечтают, они пойдут в магазин или на рынок, а не на баррикады. Раньше такой возможности не было, а теперь есть. И зачем тогда обывателю Зюганов с его лозунгами?».
Интервью, хоть и давнее, но в нем сейчас я бы изменил только одно слово. Поменял бы Зюганова на Навального.
Можно ли утверждать, что и сегодня политический конформизм в российском обществе превалирует над стремлением к переменам? Правда, социологи, подводящие итоги ушедшего 2018 года, фиксируют резкий перелом в общественных настроениях.
Завершим наш пост снова заданием единого государственного экзамена по обществознанию.
26. Принято считать, что конформное поведение, основанное на неукоснительном следовании общепринятым нормам, делает человека несвободным, снижает творческое начало в личности и тем самым обедняет духовную жизнь общества. Приведите не менее трех примеров конформизма, покажите позитивные и нега­тивные последствия конформного поведения.

Комментарии