Мой опыт смешанного обучения




"Смешанное обучение" я фактически применяю с 2015 года, когда зарегистрировался ИП и с головой окунулся в репетиторство, хотя этого термина в моем лексиконе еще не было. Чтобы поддерживать оперативную связь с учениками и находить новых мне пришлось зарегистрироваться во Вк.  Впрочем, личная страница  только так называется, стена забивается методическими материалами, репостами с интересных страниц и объявлениями о моих услугах. В "друзьях" у меня только ученики да несколько педагогов. Так что  на самом деле это рабочая страница.
В маркетинговых и просветительских целях создал открытую группу "Обществознание и история Курсы ЕГЭ Пермский Край", куда выкладываю интересную информацию, помогающую готовиться к урокам и к экзаменам. Открыл  для себя много полезных сообществ и страниц, которые рекомендую и  ученикам. Каждый день отправляю школьникам задания, материалы, проверяю домашние работы, просто консультирую. Немало времени уходит на ознакомление с новостной лентой. Много полезного беру для работы в интернет-изданиях https://newtonew.com/ и на http://www.edutainme.ru/. Не могу сказать, что использую все возможности этой социальной сети, тем более, что во Вк  появились любопытные приложения, пригодные для образования (трансляции, например)  да и надо работать над дизайном и продвижением своего сообщества. Не хватает знаний  маркетинга и навыков веб-дизайна. На https://www.canva.com/ потренировался  над дизайнами для представления своих образовательных услуг. В ознакомительных целях заходил на сервисы онлайн-презентаций, например на https://h5p.org/node/126326 Но не владею английским языком, и это затрудняет учебу. Попробовал https://www.plickers.com/, но у меня нет смартфона. Словом, понятие "дополненная реальность" открыл для себя только в этом учебном году.
​Недавно создал аккаунт на Фейсбуке (https://www.facebook.com/a72lek), вступил в несколько образовательных групп для педагогов и теперь постоянно просматриваю там публикации по новым технологиям обучения. Удивительно, но во Вк групп по смешанному и дистанционному обучению я не нашел.
​В прошлом году создавал свой сайт, получилось что-то вроде сайта-визитки, но поскольку дальше наполнение не пошло, я решил за него больше не платить. Новых учеников он ко мне не приводит, а продвижению сайта нужно уделять много времени да и денег. Персональный сайт, решил, мне пока не нужен. В социальной сети работников образования "Наша Сеть" свой мини-сайт  я создал еще в 2013 году. Здесь я обобщаю и делюсь своим опытом, ощущаю себя частью педагогического сообщества. Учеников сюда не приглашаю. Можно создать группу из педагогов - энтузиастов смешанного обучения и репетиторов.
​Есть блог здесь, в "Нашей Сети", и  блог в интернет-издании "Мел".  Их я пока не использую широко в целях смешанного обучения. Но начал писать что-то вроде лайфхаков для учеников и включать эти материалы в свои курсы и размещать в блогах, например, их можно посмотреть на сайте здесь и здесь
Сам термин "Blended learning" я впервые услышал несколько лет назад на одном из вебинаров по дистанционному обучению от компании "Ваш репетитор", помогающей мне находить учеников и много работающей с педагогами. Но предлагавшиеся  сервисы были сплошь англоязычными и платными.  Например, https://www.ispring.ru/ispring-onlinе  Дистанционное обучение я продолжал практиковать по старинке, по скайпу.
В 2016 году, сотрудничая с одним частным образовательным центром, стал осваивать их СДО на платформе MOODLE. Начал создавать и первый дистанционный курс по подготовке к ЕГЭ. Но работа в центре оказалась кратковременной, и я перестал делать делать для них курс. Так он и не был завершен. Тем не менее работать в MOODLE  мне понравилось. Опыт пригодился. Однако я решил не ограничиваться одной платформой, а делать свои курсы на выбранных мной ресурсах и продавать. Но продавать - это дело будущего.  Пока учусь со своими учениками совершенно бесплатно.
​В прошлом году  летом начал впервые проводить вебинары для учеников. Попробовал https://etutorium.ru/. Но остановил выбор на https://webinar.ru/. Здесь нет бесплатного демо-периода, можно бесконечно практиковаться на небольших группах бесплатно, как раз со своими учениками. Провел  шесть-семь вебинаров по трем темам, понял, что надо еще много учиться теории и практике дистанционного обучения. Но каждый вебинар был лучше предыдущего. И я уже не выходил за рамки отведенного на него времени. Вебинары станут составной частью моих дистанционных курсов.
​В этом году я выбирал LMS для своих первых онлайн-курсов. Что было важным? Бесплатность использования и русскоязычный интерфейс. С разными платформами я ознакомился на дистанционных курсах  Рыбаков-Фонда "Маршрут в будущее" . И увлекся по-настоящему. Теперь читаю блоги преподавателей этих курсов А.БадановаС.Афонина, Е.Пономаревой. Еще год назад я начал записываться на MOOC в в качестве студента, открыл для себя  "Универсариум", "Лекториум", "Арзамас", Национальную платформу открытого образования, а теперь, вот, пришло время приглашать  учеников на свои онлайн-курсы.
Весь учебный год  я  переношу свои тематические тесты для учеников из вордовских файлов на https://welcome.stepik.org/ru Я несколько лет отдал, чтобы накопить базу тематических заданий в электронном виде. Ученики получают их в качестве домашних заданий личными сообщениями. Я тратил много времени на их проверку, а ученикам приходилось вбивать и отмечать ответы прямо в файле.  Теперь всю репродуктивную работу я скидываю в интернет, малоактивные формы, не требующие значительного участия педагога, выношу за границу урока. Я освободил частично время на проверке ученических работ, и теперь на уроке больше времени диагностирую и делаем с учениками сложные задания с развернутым ответом. Это серьезное качественное изменение в работе. Фактически я уже несколько лет работаю стихийно по модели "перевернутого класса". Я больше не занимаюсь начитыванием материала и школьников предупреждаю сразу: никаких лекций не будет, достаточно я их почитал за 15 лет работы в вузе. Я даю ресурсы и помогаю их освоить. Я вообще хочу выстроить авторский курс обществознания только на практических заданиях и примерах. А лекции начитаю на видео или аудио.  Создал  канал на ютьюбе.
На Стэпик я переношу  только тесты. Но одних конструкторов тестов мне уже недостаточно. Попробовал https://self-test.ru/, можно делать тесты на https://videouroki.net/blog/ Мои ученики решают тесты на https://examer.ru/ и на https://soc-ege.sdamgia.ru/ Хочу освоить сервисы для учителей на https://lecta.ru/teacher и конструктор от «Национальной Открытой Школы» http://con.openschool.ru Создал мини-сайт на https://multiurok.ru/historyall_ru/ - здесь тоже есть сервис для тестов. А вот от https://infourok.ru/user/chernishev-aleksandr-yurevich думаю отказаться. Заполнил только профиль репетитора да удивился, как много учителей пытаются зарабатывать не в школе. Конструктор тестов показался там бедным, а от назойливой рекламы курсов, вебинаров, сертификатов зарябило в глазах. Зарегистрировался также на http://www.uchportal.ru/ и https://easyen.ru/. Но это, скорее, для того, чтобы быть в курсе происходящего в профессии.
Пока полноценные мини-онлайн-курсы   создаю на показавшемся мне очень удобным благодаря преподавателю Михаилу Александровичу Коломийцеву сайте https://eliademy.com/users/268396.html Сейчас увлеченно работаю здесь над четвертым онлайн-курсом по мини-сочинению по обществознанию. Планирую к экзамену сделать и перезапустить шесть дистанционных курсов. Это шесть практически готовых интенсивов для урочной формы, которые можно будет предложить школам и учебным центрам. Пока я  для дистанционного обучения пользуюсь чужим контентом.  Но уже есть идеи и материалы для авторских заданий. Я не хочу повторяться и делать то же, что и раскрученные преподаватели и фирмы. И не хотелось бы замыкаться на егэшых заданиях.
Пока вижу, что большинству моих учеников работать самостоятельно, по графику выполняя задания, непривычно. Обнаружил, что многие редко заходили на них. Они все равно хотят слушать только мои объяснения. И "в живую". Чаты, форумы, социальные сети для учебных целей они пока не используют постоянно, несмотря на то, что знают, что могут мне написать хоть до двух ночи. 
24 января, завершая первый онлайн-курс на https://eliademy.com/en, я отправил своим ученикам обращение: 
.
    "Здравствуйте. Завершается наш первый дистанционный курс "Гражданское общество и государство". К сожалению, вынужден признать: первый блин оказался комом. Никто из 15 участников не дошел до конца и не выполнил все задания. Не получилось сделать курс интерактивным: никто не оставлял комментарии в Обсуждениях, лишь несколько человек посетили вебинар по теме. Без обратной связи с вами мне трудно объяснить невостребованность курса. Но для дальнейшей работы мне нужно отыскать причины вашей неготовности работать в новом формате. Причем речь не идет об отказе от прежних форм работы, индивидуально или в классе. Вам предлагается не замена, не альтернатива традиционным занятиям, а дополнительный БЕСПЛАТНЫЙ сервис, призванный, с одной стороны, облегчить нашу совместную деятельность, с другой стороны, повысить КПД наших уроков. Поэтому я не перевожу вас на дистанционное обучение. Тренд сегодняшнего дня - СМЕШАННОЕ обучение. Мне кажется, что с репетитором его выстроить даже проще, чем в школе. Я вижу его пользу для вас в том, что теперь вы можете с минимальными временными издержками и не затрачивая ни копейки значительную часть того, что вам дает репетитор за деньги, взять на себя. Тем самым появляется время и возможность заняться с репетитором именно тем, что без его помощи вам было сделать самим трудно. Благодаря этому вы можете заниматься в своем темпе, самостоятельно определяя для себя приоритеты. Однако это требует от вас самодисциплины и умения планировать свою деятельность, чтобы успевать проходить курсы по установленному графику. Поэтому я намерен и дальше переводить значительную часть материала в онлайн. Новые курсы будут запускаться и перезапускаться. Я надеюсь, что смешанное обучение будет вами востребовано".

    После экзамена запущу опрос среди учеников, как им работалось со мной он-лайн в этом учебном году. Заодно освою гугл-формы. Попробовал также работать на http://eduardo.studio/, но тут видимо надо иметь толк в программировании. На https://www.udemy.com/ нужно выкладывать свое видео, я пока не знаю,  с чего даже начать учиться его записывать.Сейчас мне на почту постоянно сыплются письма с других платформ, на которых зарегистрировался во время учебы на курсах "Маршрут в будущее", например с https://community.canvaslms.com/ или c https://www.edmodo.com/ , но останавливает языковой барьер. Впрочем, спасибо энтузиастам, которые переводят инструкции, теперь я понимаю, как работать на https://learningapps.org/ , на https://edpuzzle.com/ , на https://ed.ted.com/. Создал здесь первые задания, которые теперь нужно встроить в курсы. Создал первые ментальные карты на https://www.mindmeister.com/ru, https://bubbl.us/  и https://coggle.it/.  С их помощью занялся учебным планированием на следующий учебный год. Открыл для себя чудесное приложение https://quizlet.com/ru. Теперь со школьниками будем с увлечением учить даты по истории и термины к заданию 25 на ЕГЭ по обществознанию. 
Собираюсь также изучить возможности Гугла для образовательных целей. Блог уже на нем создал. Создать его было одно из заданий на дистанционном курсе  Михаила Александровича Коломийцева как форма рефлексии и отчетности обучающегося. А почему бы моим ученикам не создавать такие блоги? И творчество, и самодисциплина, и хорошая связь с преподавателем! Смотрите мои видеоуроки, читайте мои рекомендации по подготовке к экзаменам, выполняйте задания в моем учебном блоге.

Учиться приходится самому, на курсы повышения квалификации не записываюсь. Да и весь доступный материал  есть в интернете. Таким образом, сложилась в общих чертах система моей работы как частнопрактикующего педагога с целевыми аудиториями учащихся, учителей и с профессиональными сообществами. Для уроков и экзаменов - это: учебный блог, открытое сообщество во ВК,  две онлайн- платформы дистанционного обучения на eliademy и Степике. С педагогами и профессиональными педагогическими сообществами   активно держу связь через социальные сети  facebook и nsportal.ru ассоциации репетиторов. Площадкой для обозначения позиции по самым болевым точкам нашего образования стал Мел Но, к сожалению, превалирует виртуальное взаимодействие.  С учебными заведениями, несмотря на попытки, работать на постоянной основе не получается, мне по-прежнему не хватает "живого" общения в своей среде. Если  среди моих друзей были бы педагоги, проблему удалось бы частично решить. Многое усваивалось бы быстрее, если была бы возможность работать в аудитории с другими коллегами. Я все равно убежден, что был бы более успешен в школе. В последние годы я слишком много времени провожу в одиночестве Сети. Пытаюсь выстраивать здесь свое образовательное пространство.
​Каждый день моя методическая папка в компьютере  пухнет от новых полезных материалов. Настроение улучшается, когда на глазах рождается новый образовательный продукт, и портится  от того, что часто не знаю, куда ткнуть пальцем. Теперь в коммерческих предложениях и в резюме я всегда пишу: " Заключившим договор образовательных услуг предоставляется дополнительный бесплатный сервис к урокам: вебинары, доступ к онлайн-курсам, онлайн-тестирование и консультирование"
Уверен, это хорошо меня позиционирует среди бесчисленной армии репетиторов. Ведь надо постоянно подтверждать свою конкурентоспособность на рынке.
Завершается мой пятый учебный год после почти уже состоявшегося ухода из профессии. Каждый год теперь в моей работе происходит что-то новое. И есть пять фактов, которые необычайно улучшили мое профессиональное самочувствие за это время: 
первый ученик-призер олимпиады МГИМО;
первая выпускница, приблизившаяся к 100 баллам на ЕГЭ;
первое в жизни свидетельство о регистрации ИП;
первая победа на учительской олимпиаде международного уровня;
первая "громкая" публикация в Меле".
2018 год, надеюсь, станет для меня прорывом в смешанное обучение.
Спасибо всем моим ученикам, коллегам по профессии, журналистам, друзьям и родным, вдохновляющим меня сегодня в профессии частнопрактикующего педагога. Пусть каждый год дарит нам всем что-нибудь ВПЕРВЫЕ.

Комментарии