"Люди, что деревья в лесу..."

Давайте посмотрим  видеофрагмент. Вспомните и напишите автора и название литературного произведения, отрывок из которого он воспроизводит, имена главных героев, ведущих разговор.


А теперь прочитайте этот отрывок целиком в самом романе.

"Анна Сергеевна помолчала. — И так-таки у вас ни капельки художественного смысла нет? — промолвила она, облокотясь на стол и этим самым движением приблизив свое лицо к Базарову. — Как же вы это без него обходитесь? — А на что он нужен, позвольте спросить? — Да хоть на то, чтоб уметь узнавать и изучать людей. Базаров усмехнулся. — Во-первых, на это существует жизненный опыт; а, во-вторых, доложу вам, изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой. Катя, которая, не спеша, подбирала цветок к цветку, с недоумением подняла глаза на Базарова — и, встретив его быстрый и небрежный взгляд, вспыхнула вся до ушей. Анна Сергеевна покачала головой. — Деревья в лесу, — повторила она. — Стало быть, по-вашему, нет разницы между глупым и умным человеком, между добрым и злым? — Нет, есть: как между больным и здоровым. Легкие у чахоточного не в том положении, как у нас с вами, хоть устроены одинаково. Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги; а нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет. Базаров говорил все это с таким видом, как будто в то же время думал про себя: «Верь мне или не верь, это мне все едино!» Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам, а глаза его бегали по углам. — И вы полагаете, — промолвила Анна Сергеевна, — что, когда общество исправится, уже не будет ни глупых, ни злых людей? — По крайней мере, при правильном устройстве общества совершенно будет равно, глуп ли человек или умен, зол или добр. — Да, понимаю; у всех будет одна и та же селезенка. — Именно так-с, сударыня. Одинцова обратилась к Аркадию. — А ваше какое мнение, Аркадий Николаевич? — Я согласен с Евгением, — отвечал он. Катя поглядела на него исподлобья. — Вы меня удивляете, господа, — промолвила Одинцова, — но мы еще с вами потолкуем. А теперь, я слышу, тетушка идет чай пить; мы должны пощадить ее уши".

Напишите главный тезис (утверждение), который  аргументирует главный герой и вокруг которого строится разговор действующих лиц.

Докажите утверждение главного героя: "все люди друг на друга похожи, как телом, так  и душой". А теперь попробуйте опровергнуть это суждение. Обязательно иллюстрируйте свои аргументы примерами.

Какой смысл вкладывает главный герой в понятие "нравственные болезни"? В чем он видит их причины и как предлагает их лечить? Дайте оценку предложенному им способу лечения? Разработайте свою программу лечения этих болезней.

Можно ли утверждать,  что героиня, к  которой главный герой  адресует свои слова, не согласна с ним? Сравните их точки зрения. 

Как вы думаете, какое отношение к нашей дисциплине имеет этот отрывок? Какая проблема обществознания поднимается в нем? Сформулируйте ее. В задании 29 (мини-сочинение или эссе) на едином государственном экзамене вам могут встретиться высказывания, затрагивающие данную проблему.  Приведите несколько таких высказываний. 

А теперь  сформулируйте тему  нашего урока. Найдите эту тему в кодификаторе элементов содержания  единого государственного экзамена и сравните обе формулировки темы. Составьте список понятий, относящихся к данной теме и выучите их определения. По учебнику ознакомьтесь с теоретическим материалом.

Сочините новый текст для героев, используя современную научную терминологию, распределите роли и инсценируйте этот диалог в классе.





Комментарии