"А фотография твоя не забавная, понимаешь?"

Прочитайте отрывок из рассказа. Исполните его в классе по ролям.

"Тут надо сказать, что выдающихся успехов я, как фотограф, не добился. Я вообще никакими фотодостижениями Владимира Лаврентьевича или, как мы его называли, Начальника, не порадовал. У меня не получалось. Я не чувствовал света, не видел того, что видит настоящий фотограф, казалось бы, в обычной ситуации, неожиданно вскидывающий фотоаппарат… Я не чувствовал момента жизни, как надо фотографу, и не различал людей, которые на фотографиях были выразительными, а в жизни вовсе даже нет. Я тогда переживал ужасно. Я сам понимал, что у меня ничего не получается, и видел огорчённое лицо Начальника. Но теперь я этому рад. Потому что Начальник потратил на меня гораздо больше времени, чем на тех, кто свет чувствовал, всё видел, и у кого к фотографии был талант.
— Вот скажи мне, зачем ты фотографировал эти качели? — спрашивал он меня, рассматривая мои снимки. — Или вот этот грузовик зачем снимал, а?
— Качели забавные, — говорил я печально, — а грузовик мощный, страшный.
— Конечно, качели забавные, а грузовик мощный, — почти отчаянно говорил Начальник. — Но они сами по себе такие. Качели забавные, а фотография твоя не забавная, понимаешь? Ты же не грузовик должен фотографировать, а сделать фотографию, на которой будет грузовик. Грузовик, который мимо тебя ехал, был большой, мощный и страшный. А фотография у тебя никакая. Тебе было страшно, громко, ты видел мощь этого грузовика, так? А как это можно увидеть на фотографии? На твоей фотографии не видно, что грузовик мощный. И что тебе страшно, тоже не видно. Ничего не видно! Только вот грузовик и всё. Или вот качели в саду. Сами они забавные. Наверное, забавные. А фотография у тебя скучная, неживая… никакая! — он горячился и тыкал пальцем в мои снимки. — Я должен чувствовать, видеть и понимать, почему ты снял то или другое, какое у тебя было настроение, что ты почувствовал, что ты увидел в этих качелях или в этом, чёртовом, грузовике. В твоей фотографии должно чувствоваться, что ты этим хотел сказать, какие переживания передать, — тут он налил себе чаю, хотел отпить, но не отпил, а поставил чашку на стол. — Все ходят по одному и тому же городу, полю или лесу. Все! И никто ничего не видит. А ты должен увидеть, как тут упал свет, как солнце отразилось в стекле троллейбуса, как заблестели капельки росы на паутине в траве, как, чёрт возьми, улыбается девушка, которая сидит на остановке и чего-то ждёт. Но ты должен не это всё сфотографировать, а сделать фотографию. Ты должен сразу видеть, стараться увидеть, как это будет всё на фотографии, а не как оно есть на самом деле. Если просто смотреть в окно, там за окном что? Ну, что там за окном?
— Пейзаж, — нехотя ответил я.
— Пейзаж? — передразнил он. — Там жизнь, а не пейзаж. В жизни за окном композиции нет. А в пейзаже композиция есть. Вот ты сними то, в чем композиции нет так, чтобы композиция получилась. Запомни, ты не жизнь фотографируешь. Ты делаешь фотографию. И нужно, чтобы фотография была живая. Но она живёт по другим законам. А-а-а! — он махнул рукой. — Да что я бьюсь с тобой. Если ты этого не чувствуешь, значит, я тебе ничего объяснить не смогу.
Е.Гришковец. Начальник

Объясните, почему Начальника не удовлетворили фотографии главного героя?
Предложите темы, согласно кодификатору элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по обществознанию, при изучении которых этот отрывок послужит иллюстрацией теоретических положений этих тем.
Составьте список обществоведческих понятий (тегов), с помощью которых можно передать содержание диалога главных героев рассказа.
Выпишите ключевые фразы Начальника, передающие его позицию, и сформулируйте различные обществоведческие проблемы или различные аспекты одной из проблем, поднимаемых автором рассказа в данном отрывке.
Напишите мини-сочинение по этим высказываниям Начальника на выбор, используя формулировку задания 29 ЕГЭ по обществознанию.
Сформулируйте задание с развернутым ответом по обществознанию, при выполнении которого этот отрывок мог бы служить ответом или примером, иллюстрирующим ответ.
Предложите выполнить это задание одноклассникам.
В соответствии с критериями оценивания подобных заданий на ЕГЭ по обществознанию проверьте их ответы.
Прочитайте этот рассказ целиком и выполните  эти задания заново.
Посоревнуйтесь с одноклассниками, кто больше всех сформулирует проблем (аспектов проблем), понятий, теоретических положений, заданий по этому рассказу.






Комментарии