Нобелевский комитет и... ЕГЭ


Каждый год мы со школьниками следим за присуждением Нобелевских премий в области науки. Не ради праздного любопытства. А чтобы зарабатывать баллы на ЕГЭ по обществознанию. Сегодня мы работаем над темой 1.11 «Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки».
Например, как бы вы выполнили такое задание?
26. Приведите три примера влияния современной науки на развитие общества.
Не спешите искать ключи. Знаете ли вы, что Нобелевскую премию медицине 2018 года дали за исследования о способах использования иммунной системы для борьбы с раком? Профессор Джеймс Эллисон из Техасского университета (США) и профессор Тасуку Хондзё из Киотского университета (Япония) независимо друг от друга обнаружили способы удаления «тормозов» иммунной системы, которые препятствуют борьбе с раковыми клетками. Этот вид иммунотерапии произвёл революцию в лечении определенных видов рака: у некоторых пациентов ранее неизлечимые опухоли исчезли почти полностью (подробнее см здесь).
Итак, записываем ответ:
1) достижения медицины позволяют излечивать опасные заболевания ( ученые открыли новые способы иммунотерапии при лечении рака).
Обратите внимание, точного воспроизведения реального факта при выполнении задания 26 не требуется. А вот при написании мини-сочинения о проблеме влияния науки на общество факт нужно вспомнить полностью и быть точным при его воспроизведении.
Вот еще одно егэшное задание по нашей теме.
27. Группа учёных совершила выдающееся открытие, перевернувшее сложившиеся взгляды. В процессе работы ими были созданы и вне­дрены в производство приборы, которым нашлось применение и в других отраслях деятельности. Назовите любые две функции науки, реализованные учёными. В каждом случае назовите функцию и при­ведите подтверждение, опираясь на текст задачи.
А мы немного изменим информацию в условии, оставив требования к нему. Итак,
27. Ученые обнаружили способы удаления «тормозов» иммунной системы, которые препятствуют борьбе с раковыми клетками. Этот вид иммунотерапии произвёл революцию в лечении определенных видов рака: у некоторых пациентов ранее неизлечимые опухоли исчезли почти полностью. Назовите любые две функции науки, реализованные учёными. В каждом случае назовите функцию и при­ведите подтверждение, опираясь на текст задачи.
Выполните это задание с одноклассниками на уроке. По мне, придумывать задания гораздо интереснее, чем их решать. Пусть решают другие.
Не устали? Тогда начните с помощью этой информации выполнять это задание:
26. Назовите любые три особенности научного по­знания и каждую из них проиллюстрируйте примером.
1) проверяемость и воспроизводи­мость знаний («Новый способ лечения рака сначала испытывался на мышах, в 2006 году клинические испытания нового лекарства начались на людях. В 2012 году в результате испытаний нового метода у 30% испытуемых было выявлено значительное уменьшение объема опухолей при самой агрессивной форме рака — меланоме»).
Напоминаю, что точного соответствия реальному факту здесь не требуется, укоротите формулировку самостоятельно, но помните, что засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров).
Еще и еще задания:
26. Назовите и проиллюстрируйте примерами три критерия истины.
1) применимость на практике ( открытия в области иммунологии помогли создать новые эффективные способы лечения рака).
Ну и наконец самостоятельно напишите мини-сочинение по высказыванию «Познание и жизнь неотделимы» (Л. Фейербах), используя эту информацию для фактического примера.
Один пример, и сколько заданий! Сколько реальных заданий ЕГЭ можно успешно выполнить, если только следить за новостями из Нобелевского комитета!

Комментарии