А. А. Зализняк: «Истина существует, и целью науки является ее поиск»

Я бы очень хотел, чтобы этот текст прочитали мои ученики, сдающие ЕГЭ по обществознанию, пишущие мини-сочинения на уроках и на олимпиадах. Такие примеры ни в коем случае нельзя упускать. Такие тексты лучше всяких учебников.



"Умер Зализняк. Я далёк от лингвистики, но мне нравится читать ход рассуждений крупных учёных в любой сфере. У Зализняка самый важный для меня текст - об истине. Вот его отрывок:

"Мне хотелось бы высказаться в защиту двух простейших идей, которые прежде считались очевидными и даже просто банальными, а теперь звучат очень немодно:

1) Истина существует, и целью науки является ее поиск.

2) В любом обсуждаемом вопросе профессионал (если он действительно профессионал, а не просто носитель казенных титулов) в нормальном случае более прав, чем дилетант.

Им противостоят положения, ныне гораздо более модные:

1) Истины не существует, существует лишь множество мнений (или, говоря языком постмодернизма, множество текстов).

2) По любому вопросу ничье мнение не весит больше, чем мнение кого-то иного. Девочка-пятиклассница имеет мнение, что Дарвин неправ, и хороший тон состоит в том, чтобы подавать этот факт как серьезный вызов биологической науке.

Это поветрие — уже не чисто российское, оно ощущается и во всём западном мире. Но в России оно заметно усилено ситуацией постсоветского идеологического вакуума.

Источники этих ныне модных положений ясны:

действительно, существуют аспекты мироустройства, где истина скрыта и, быть может, недостижима;

действительно, бывают случаи, когда непрофессионал оказывается прав, а все профессионалы заблуждаются.

Капитальный сдвиг состоит в том, что эти ситуации воспринимаются не как редкие и исключительные, каковы они в действительности, а как всеобщие и обычные.

И огромной силы стимулом к их принятию и уверованию в них служит их психологическая выгодность. Если все мнения равноправны, то я могу сесть и немедленно отправить и мое мнение в Интернет, не затрудняя себя многолетним учением и трудоемким знакомством с тем, что уже знают по данному поводу те, кто посвятил этому долгие годы исследования.

Психологическая выгодность здесь не только для пишущего, но в не меньшей степени для значительной части читающих: сенсационное опровержение того, что еще вчера считалось общепринятой истиной, освобождает их от ощущения собственной недостаточной образованности, в один ход ставит их выше тех, кто корпел над изучением соответствующей традиционной премудрости, которая, как они теперь узнали, ничего не стоит".

Обязательно прочитайте полный текст его выступления на вручении литературной премии А.И.Солженицына в 2007 г.  Напишите мини-сочинение по тексту.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её ( их) с опорой на обществоведческие знания. Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения). Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни ( в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов). Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными ( не должны дублировать друг друга).

Вот, к примеру, несколько высказываний к мини-сочинению из сборников "ЕГЭ. Обществознание : типовые экзаменационные варианты : 30 вариантов" / О. А. Котова, Т. Е. Лискова. —: Издательство «Национальное образование», 2017. —480 с. — (ЕГЭ. ФИПИ — школе) и "ЕГЭ. Обществознание : типовые экзаменационные Е31 варианты : 10 вариантов" / О. А. Котова, Т.Е. Лискова. — М. : Издательство «Национальное образование», 2017. — 176 с. — (ЕГЭ. ФИПИ — школе).

«Любовь к истине — это наиболее    благоприятное условие для нахождения её». (К. Гельвеций)                                         
«Истина выше людей и не должна бояться их». (В. Г. Белинский)
«Закройте дверь перед всеми ошибками, и истина не сможет войти». (Р. Тагор)
«Из утверждения и отрицания рождается истина» (Л. Фейхтвангер)
«Трудно понять, каким другим путём можно прийти к истине, овладеть ею, если не копать и не разыскивать её как золото скрытый клад». (Джон Локк)
«Главное препятствие познания истины есть не ложь, а подобие истины». (Л. Н. Толстой)

Комментарии