"Жить - хорошо, а хорошо жить - еще лучше"

Никто из моих учеников никогда (!) не выполнял правильно следующее задание по обществознанию:
Экзистенциальные потребности человека:
1) реализуются во власти над другими людьми
2)связаны со стремлением к безопасности и комфорту
3)проявляются только в экономической деятельности
4) обусловлены познавательной деятельностью
Зато, когда их спрашиваешь, демонстрировалась ли на школьном уроке пирамида потребностей А.Маслоу, большинство согласно кивает головой.

Экзистенциальные потребности (от лат. exsistentia — существование): в безопасности и защите (долговременное выживание и стабильность), комфорте, гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д. В эту категорию включены также потребности в стабильности, в свободе от страха, тревоги и хаоса, в структуре, порядке и т. д. (Шемаханова Ирина Альбертовна Обществознание: полный курс подготовки к ЕГЭ. М., 2014).
Одним словом, это потребность — жить, хорошо жить, комфортно жить. Как исповедуют герои бессмертной советской комедии «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».



Чтобы жить спокойно человеку нужно быть уверенным в том, что если он заболеет, то врачи вылечат; если грянет экономический кризис, то его не уволят с работы и он не станет бедным; полиция спасёт от преступников; на него не налетит метеорит; завтра не случится война и т. д. и т. п.
Как верно подмечал в одной своей песне В. Цой, «тот, у кого есть хороший жизненный план, вряд ли будет думать о чем-то другом». И перечислял атрибуты тогдашней советской комфортной жизни:
Мы пьем чай в старых квартирах,
Ждем лета в старых квартирах,
В старых квартирах, где есть свет,
Газ, телефон, горячая вода,
Радиоточка, пол — паркет,
Санузел раздельный, дом кирпичный,
Одна семья, две семьи, три семьи…
Много подсобных помещений,
Первый и последний — не предлагать,
Рядом с метро, центр…
Вспомним также знаменитую фразу «Жить стало лучше, жить стало веселее!» —, произнесённую Генеральным секретарём ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным 17 ноября 1935 года в выступлении на Первом всесоюзном совещании рабочих и работниц — стахановцев.



Вернемся к нашим сегодняшним реалиям. Наши страхи и тревоги от жизни в этом обществе стоят за экзистенциальными потребностями. Поэтому-то, обратите внимание, какая первая реакция последовала после трагедии в Керченском колледже — усиление охраны учебных заведений.
Глава ВЦИОМ Валерий Федоров говорит, что трагедия в Керчи получила огромный и почти мгновенный резонанс. «Размышляя о предотвращении повторения подобных массовых расстрелов, наши респонденты чаще всего предлагают так или иначе усилить охрану образовательных учреждений. Мысль о необходимости изменения подходов к воспитанию молодежи тоже присутствует, но сильно уступает по влиятельности идеям по усилению охраны», — делает вывод социолог.
Неудивительно, что потребность в безопасности А. Маслоу относил к первичным потребностям.
Об основных страхах россиян можете почитать здесь. Казалось бы, террористические угрозы ушли в прошлое. Тринадцать лет назад я сам расспрашивал своих студентов о том, как они переживали в детстве то, что происходило в российском обществе на рубеже веков, и делал неутешительные выводы:
«Несмотря присущую молодежи адаптируемость и обучаемость в новых социальных условиях, чувство незащищенности продолжает превалировать. Депривация важнейшей человеческой потребности — в безопасности, препятствует реализации в полной мере потребностей более высокого — социального порядка, прежде всего в принадлежности к определенной общности и идентификации с ней».
Очень наглядно передает суть переживаемых экзистенциальных потребностей признание одного тогдашнего моего студента:
«В 1995 г. я поступил в кадетский класс…тем самым обрек себя на шестилетнее внушение мысли о том, что терроризм рядом и надо быть готовым ко всему. Постоянные тренировки на случай терроризма подогревали мое чувство незащищенности… Я начал боятся того, что это может произойти и в России и даже в нашем городе. Конечно, я никому об этом не говорил и тем более не разговаривал об этом со взрослыми, потому что подросток, озадаченный проблемой мирового терроризма, это, мягко говоря, странно». Подробнее о моем исследовании 2005 года вы можете почитать здесь.
Знаете ли вы, как здорово обыгрывает наши потребности телевизионная реклама? Истинная задача великого искусства рекламы — не продавать, а формировать потребность, помогать ее осознать. Почему, например, «Либеро» — лучший друг малышей? Убедитесь сами.



Уверен, прочитав этот пост, вы теперь легко произнесете это красивое слово — «экзистенциальные».

Комментарии