"Мало... Много, много"


Здравствуйте, подготовил для вас новое необычное задание. Сначала улыбнитесь, посмотрев фрагмент из знаменитого советского вестерна про неуловимых мстителей.



Так и вижу удивление в ваших глазах. «Ну и что... Ну, посмотрели». И к чему это? Не догадываетесь? Тогда смотрите следующий видеофрагмент. Уже не смешной.


Совсем запутал Александр Юрьевич? Где связь? Какое отношение имеет это видео о биологии к нашему курсу обществознания, к ЕГЭ?
Правильно, в обоих видеофрагментах мы видим опыты. Химические и биологические. В жизни и на уроке. И что из этого? Какого ответа я от вас жду?
Конечно же, главные герои: и незадачливый аптекарь, и славные школяры используют на практике эмпирические методы исследования. Тема 1.11 «Наука. Основные особенности научного мышления»!
А теперь, опираясь на увиденное, выполните егэшное задание.
26. Назовите и проиллюстрируйте примерами две особенности эмпирического уровня научного по­знания.
Какие еще методы научного исследования вы знаете? Правильно, теоретические. Назовите их.
Действительно, в процессе познания мы сначала эмпирическим, то есть опытным, путем добываем первичные знания, а потом выявляем причинно-следственные связи и находим закономерности. Так строятся теории. Назовите несколько, знакомые вам по школьным урокам.
Попробуйте ограничиться только собиранием фактов без нахождения связи между ними? Так и будете, как недоучивший теорию герой С.Филиппова, «тыкаться» методом проб и ошибок. Но и «теория суха», если она не основана на фактах. Сами знаете, насколько скучны затеоретизированные школьные учебники. Зато как здорово в настоящем практическом исследовании выстроить свою теорию. Кто знает, может эти школьники в нескольких шагах от собственных открытий…
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель...
А.С.Пушкин

Комментарии