"Подобные нам ездят сюда дело делать"


Сегодня мы сравниваем мировоззрение представителей двух эпох: уходящей и идущей на смену. Два героя - два носителя черт двух типов общества: традиционного и индустриального. Перечитайте соответствующий параграф в учебнике,  прорешайте типовые задания ЕГЭ по теме.  
А знаете, что эта тема нашла блестящее отражение во многих произведениях русской литературы?  Даже в ХХ веке литература  разделилась на "городскую" и "деревенскую". 

Отличная тема для междисциплинарного исследовательского проекта: и по литературе, и по истории, и по обществознанию, и по географии. Одному учащемуся, пожалуй, с таким объемом не справиться. Лучше работать в группе: кто-то взаимодействует с учителем литературы, кто-то - с учителем географии. Остальные объединяются вокруг учителя истории и обществознания. А затем собираются и создают интегрированный проект. Придумайте, кстати, к нему название.

А пока я в нескольких материалах на сайте начну представлять вам обзор литературных источников, в которых явственно присутствует описание разных исторических типов общества, чаще всего проявляющееся в конфликте, столкновении позиций главных героев.

I



Сегодня читаем "Обыкновенную историю" И.Гончарова.  Сначала посмотрим отрывок из экранизации.




А теперь прочитаем полный диалог Александра Адуева с дядюшкой из самого романа. 




--Скажи-ка, зачем ты сюда приехал?
   -- Я приехал... жить.
   -- Жить? то есть если ты разумеешь под этим есть, пить и спать, так не стоило труда ездить так далеко: тебе так не удастся ни поесть, ни поспать здесь, как там, у себя; а если ты думал что-нибудь другое, так объяснись...
   -- Пользоваться жизнию, хотел я сказать, -- прибавил Александр, весь покраснев, -- мне в деревне надоело -- все одно и то же...
   -- А! вот что! Что ж, ты наймешь бельэтаж на Невском проспекте, заведешь карету, составишь большой круг знакомства, откроешь у себя дни?
   -- Ведь это очень дорого, -- заметил наивно Александр.
   -- Мать пишет, что она дала тебе тысячу рублей: этого мало, -- сказал Петр Иваныч. -- Вот один мой знакомый недавно приехал сюда, ему тоже надоело в деревне; он хочет пользоваться жизнию, так тот привез пятьдесят тысяч и ежегодно будет получать по стольку же. Он точно будет пользоваться жизнию в Петербурге, а ты -- нет! ты не за тем приехал.
   -- По словам вашим, дядюшка, выходит, что я как будто сам не знаю, зачем я приехал.
   -- Почти так; это лучше сказано: тут есть правда; только все еще нехорошо. Неужели ты, как сбирался сюда, не задал себе этого вопроса: зачем я еду? Это было бы не лишнее.
   -- Прежде, нежели я задал себе этот вопрос, у меня уже был готов ответ! -- с гордостию отвечал Александр.
   -- Так что же ты не говоришь? ну, зачем?
   -- Меня влекло какое-то неодолимое стремление, жажда благородной деятельности; во мне кипело желание уяснить и осуществить...
   Петр Иваныч приподнялся немного с дивана, вынул из рта сигару и навострил уши.
   -- Осуществить те надежды, которые толпились...
   -- Не пишешь ли ты стихов? -- вдруг спросил Петр Иваныч.
   -- И прозой, дядюшка; прикажете принести?
   -- Нет, нет!.. после когда-нибудь; я так только спросил.
   -- А что?
   -- Да ты так говоришь...
   -- Разве нехорошо?
   -- Нет, -- может быть, очень хорошо, да дико.
   --… Ты, кажется, хочешь сказать, сколько я могу припомнить университетские лекции и перевести твои слова, что ты приехал сюда делать карьеру и фортуну, -- так ли?
   -- Да, дядюшка, карьеру...
   -- И фортуну, -- прибавил Петр Иваныч, -- что за карьера без фортуны? Мысль хороша -- только... напрасно ты приезжал.
   -- Отчего же? Надеюсь, вы не по собственному опыту говорите это? -- сказал Александр, глядя вокруг себя.
   -- Дельно замечено. Точно, я хорошо обставлен, и дела мои недурны. Но, сколько я посмотрю, ты и я -- большая разница.
   -- Я никак не смею сравнивать себя с вами...
   -- Не в том дело; ты, может быть, вдесятеро умнее и лучше меня... да у тебя, кажется, натура не такая, чтоб поддалась новому порядку; а тамошний порядок -- ой, ой! Ты, вон, изнежен и избалован матерью; где тебе выдержать все, что я выдержал? Ты, должно быть, мечтатель, а мечтать здесь некогда; подобные нам ездят сюда дело делать.
   -- Может быть, я в состоянии что-нибудь сделать, если вы не оставите меня вашими советами и опытностью...
   -- Советовать -- боюсь. Я не ручаюсь за твою деревенскую натуру: выйдет вздор -- станешь пенять на меня; а мнение свое сказать, изволь -- не отказываюсь, ты слушай или не слушай, как хочешь. Да нет! я не надеюсь на удачу. У вас там свой взгляд на жизнь: как переработаешь его? Вы помешались на любви, на дружбе, да на прелестях жизни, на счастье; думают, что жизнь только в этом и состоит: ах да ох! Плачут, хнычут да любезничают, а дела не делают... как я отучу тебя от всего этого? -- мудрено!
   -- Я постараюсь, дядюшка, приноровиться к современным понятиям. Уже сегодня, глядя на эти огромные здания, на корабли, принесшие нам дары дальних стран, я подумал об успехах современного человечества, я понял волнение этой разумно-деятельной толпы, готов слиться с нею...
   Петр Иваныч при этом монологе значительно поднял брови и пристально посмотрел на племянника. Тот остановился.
   -- Дело, кажется, простое, -- сказал дядя, -- а они бог знает что заберут в голову... "разумно-деятельная толпа"!! Право, лучше бы тебе остаться там. Прожил бы ты век свой славно: был бы там умнее всех, прослыл бы сочинителем и красноречивым человеком, верил бы в вечную и неизменную дружбу и любовь, в родство, счастье, женился бы и незаметно дожил бы до старости и в самом деле был бы по-своему счастлив; а по-здешнему ты счастлив не будешь: здесь все эти понятия надо перевернуть вверх дном.
   -- Как, дядюшка, разве дружба и любовь -- эти священные и высокие чувства, упавшие как будто ненарочно с неба в земную грязь...
   -- Что?
   Александр замолчал.
   -- "Любовь и дружба в грязь упали"! Ну, как ты этак здесь брякнешь?
   -- Разве они не те же и здесь, как там? -- хочу я сказать.
   -- Есть и здесь любовь и дружба, -- где нет этого добра? только не такая, как там, у вас; со временем увидишь сам... Ты прежде всего забудь эти священные да небесные чувства, а приглядывайся к делу так, проще, как оно есть, право лучше, будешь и говорить проще. Впрочем, это не мое дело. Ты приехал сюда, не ворочаться же назад: если не найдешь, чего искал, пеняй на себя. Я предупрежу тебя, что хорошо, по моему мнению, что дурно, а там, как хочешь... Попробуем, может быть, удастся что-нибудь из тебя сделать Да! матушка просила снабжать тебя деньгами... Знаешь, что я тебе скажу: не проси у меня их: это всегда нарушает доброе согласие между порядочными людьми. Впрочем, не думай, чтоб я тебе отказывал: нет, если придется так, что другого средства не будет, так ты, нечего делать, обратись ко мне... Все у дяди лучше взять, чем у чужого, по крайней мере без процентов. Да чтоб не прибегать к этой крайности, я тебе поскорей найду место, чтоб ты мог доставать деньги. Ну, до свиданья. Заходи поутру, мы переговорим, что и как начать.
   Александр Федорыч пошел домой.
   -- Послушай, не хочешь ли ты поужинать? -- сказал Петр Иваныч ему вслед.
   -- Да, дядюшка... я бы, пожалуй...
   -- У меня ничего нет.
   Александр молчал. "Зачем же это обязательное предложение?" -- думал он.
   -- Стола я дома не держу, а трактиры теперь заперты, -- продолжал дядя. -- Вот тебе и урок на первый случай -- привыкай. У вас встают и ложатся по солнцу, едят, пьют, когда велит природа; холодно, так наденут себе шапку с наушниками, да и знать ничего не хотят; светло -- так день, темно -- так ночь. У тебя вон слипаются глаза, а я еще за работу сяду: к концу месяца надо счеты свести. Дышите вы там круглый год свежим воздухом, а здесь и это удовольствие стоит денег -- и все так! совершенные антиподы! Здесь вот и не ужинают, особенно на свой счет, и на мой тоже. Это тебе даже полезно: не станешь стонать и метаться по ночам, а крестить мне тебя некогда.
   -- К этому, дядюшка, легко привыкнуть...
   -- Хорошо, если так. А у вас все еще по-старому: можно притти в гости ночью и сейчас ужин состряпают?
   -- Что ж, дядюшка, надеюсь этой черты порицать нельзя. Добродетель русских...
   -- Полно! какая тут добродетель. От скуки там всякому мерзавцу рады: "Милости просим, кушай, сколько хочешь, только займи как-нибудь нашу праздность, помоги убить время да дай взглянуть на тебя -- все-таки что-нибудь новое; а кушанья не пожалеем это нам здесь ровно ничего не стоит..." Препротивная добродетель!
   Так Александр лег спать и старался разгадать, что за человек его дядя. Он припомнил весь разговор; многого не понял, другому не совсем верил.
   "Не хорошо говорю! -- думал он, -- "любовь и дружба не вечны"? -- не смеется ли надо мною дядюшка? Неужели здесь такой порядок? Что же Софье и нравилось во мне особенно, как не дар слова? А любовь ее неужели не вечна?.. И неужели здесь в самом деле не ужинают?"
   Он еще долго ворочался в постели: голова, полная тревожных мыслей, и пустой желудок не давали ему спать".



Сравните с помощью этого фрагмента взгляды  и жизненные ценности главных героев.

Отталкиваясь от научного описания традиционного и индустриального общества, найдите в тексте положения, подтверждающие, что главные герои являются носителями их черт.

Выскажите критические суждения о взглядах обоих героев.

Как вы думаете, мог бы такой диалог состояться между нашими современниками?  Обнаруживаете ли вы в них черты главных героев произведения?

Сыграйте эту сцену на современный лад.

Оцените значимость мировоззрения  и того, и другого героя для нашего времени.  Как может измениться российское общество, если в нем возобладают или та, или другая позиция и жизненные ценности? Напишите и обсудите возможный сценарий развития России по Адуевым.


Комментарии