«Человек… шире и больше своего желудка»

Наш президент В. Путин, а точнее говоря, его цитаты все чаще попадают в задание 29 (мини-сочинение) единого государственного экзамена по обществознанию. Например, такое высказывание: «Человек, согласитесь, значи­тельно шире и больше своего желудка». Я не часто соглашаюсь с нашим президентом, но в данном случае добавлю в унисон: «не хлебом единым жив человек».
Речь идет о назначении человека, целях и смысле его жизни. О разумных и мнимых потребностях. И в памяти сразу всплывает знаменитая пирамида потребностей А.Маслоу. Продолжите сами дальше писать мини-сочинение?
Но тема «Потребности и интересы» находится в блоке «Человек и общество», а высказывание Владимира Владимировича дается в «Экономике». Как вы думаете, почему?
Конечно, в любой деятельности человек удовлетворяет свои потребности. А значит — и в экономической деятельности тоже. 
Человеческие потребности всегда изменяются только в сторону увеличения. Об этом говорит особый экономический закон - закон возвышения потребностей. Например, в силу своих физиологиче­ских потребностей человек может съесть за год около 140 кг кар­тофеля. Можно, конечно, съесть и больше, но врачи утверждают, что это будет вредно для здоровья. Сегодня из картофеля можно приготовить более 600 блюд, и поэтому потребность в картофеле не может быть удовлетворена, пока человек не испробует и не на­сытится всеми блюдами из картофеля. Но мозг наш изобретателен, рецептов приготовления блюд становится все больше. Так появля­ются новые потребности.
Вот уже проблематика нашего мини-сочинения расширяется. Будем раскрывать содержание не только понятия «потребности», но и понятия «экономическая деятельность». Продолжите называть понятия, уместные в нашем мини-сочинении?
Добавим к нашему сочинению понятие «предпринимательская деятельность»? Зачем человек занимается ею? Чтобы «набить желудок»? Сразу вспоминаем по теории функции предпринимательства. Но нам необходимо все-таки связать предпринимательскую деятельность с потребностями человека. А действительно интересно проанализировать ее через призму пирамиды Маслоу! Попробуйте. Еще раз назовите особенности предпринимательства, назовите его функции и свяжите их с видами потребностей человека. Обнаруживаете их взаимосвязь?
И делает это не кто-нибудь, а наш президент. Как видим, его авторитетное мнение может стать не только темой для сочинения, но и примером для иллюстрации ваших теоретических положений в нем.
Слушайте, что думает президент о смысле предпринимательской деятельности.

Найдите или проведите в классе исследование "Что вас привлекает в предпринимательской деятельности?" Обсудите в классе результаты и, опираясь на изученный материал сделайте все возможные выводы о потребностях и мотивах участия молодежи в предпринимательской деятельности.

Дайте оценку привлекательности этой деятельности для вас и перспектив участия в ней.



Какие факторы производства вы бы использовали для организации собственного дела?



В дополнение Владимиру Владимировичу скажем: в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина главный герой, старик, мог получать любые материальные блага от золотой рыбки. Вспомните, какие желания она выполняла? Сначала корыто, затем изба, потом высокий красивый терем и прочее.
Красивая сказка... Кому же из нас не хочется получить все, что ни пожелаем, не прикладывая при этом ни малейшего труда? Вот только одна беда исчезла в далеком детстве золотая рыбка...
А теперь самостоятельно напишите мини-сочинение по высказыванию: «В бизнесе ты получаешь либо опыт, либо деньги. Бери опыт, а деньги придут» (Г. Дженин).


Комментарии