"Можно велеть чего-нибудь ещё гораздо лучше"



Сегодня смотрим мультфильм и читаем сказку В.Катаева "Цветик-семицветик".


Напомню краткое содержание сказки.
Девочка Женя, имеющая возможность семь раз распорядиться волшебной силой цветка, поначалу использует его магическую силу нерационально. Она просит, чтобы цветок вернул баранки, съеденные уличной собакой, склеил разбившуюся вазу, перенёс героиню на Северный полюс, а затем возвратил обратно во двор. Позавидовав девочкам, имеющим красивые игрушки, Женя «велит», чтобы у неё были все куклы, мячи и велосипеды мира. Когда желание исполняется, героиня отрывает ещё один лепесток (тот, что фиолетовый) с просьбой отправить игрушки обратно в магазины. 
В итоге Женя обнаруживает, что у неё остался последний (голубой) лепесток. Она решает не торопиться и сделать правильный выбор. 

Составьте список обществоведческих понятий, раскрываемых по ходу разворачивания сюжета сказки и сгруппируйте их по темам.
Например, я вижу в этой сказке понятие "потребность".  А вы?
 Проанализируйте структуру потребностей девочки и постройте их классификацию на основе текста сказки.
Изобразите графически последовательность изменения потребностей девочки.
 Оцените способы, которые она использует для их удовлетворения.
Обоснуйте, что происходит: расширение или возвышение потребностей девочки?

Завершаем чтение сказки: Итак, у Жени остался последний лепесток.  Читаем внимательно следующий фрагмент:

"Посмотрела Женя на свой цветик-семицветик и видит, что остался всего один лепесток.
 — Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила — и никакого удовольствия. Ну, ничего. Вперёд буду умнее. Пошла она на улицу, идёт и думает: «Чего бы мне ещё всё-таки велеть? Велю-ка я себе, пожалуй, два кило „мишек“. Нет, лучше два кило „прозрачных“. Или нет… Лучше сделаю так: велю полкило „мишек“, полкило „прозрачных“, сто граммов халвы, сто граммов орехов и ещё, куда ни шло, одну розовую баранку для Павлика. А что толку? Ну, допустим, всё это я велю и съем. И ничего не останется. Нет, велю я себе лучше трёхколёсный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а потом что? Ещё, чего доброго, мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят! Нет. Лучше я себе велю билет в кино или в цирк. Там всё-таки весело. А может быть, велеть лучше новые сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в новых сандалетах? Можно велеть чего-нибудь ещё гораздо лучше. Главное, не надо торопиться».
Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, весёлые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный — сразу видно, что не драчун, и Жене захотелось с ним познакомиться".

Вспомните и напишите, как называется в экономической науке проблема, которую пытается разрешить Женя. 

Оцените значимость этой проблемы для героини сказки и для общества в целом.

Выскажите критические суждения о мотивах ее выбора  между различными вариантами.

Просчитайте выгоды и потери для девочки от выбора того или иного варианта действий?

Предложите иные варианты действий для Жени, обоснуйте их и пересочините сказку.

Проведите в классе презентацию ваших вариантов сказки.

Или предложите одноклассникам сыграть в игру "Цветик-семицветик", предложив им записать на лепестках свои желания. Любопытно, что они запишут на последнем лепестке.




Комментарии