Средний класс России: миф или реальность?



Прочитайте текст и выполните задания

СРЕДНИЙ КЛАСС РОССИИ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ
Министерство экономического развития и торговли РФ, исходя из анализа динамики роста реальных доходов населения, прогнозирует увеличение доли «среднего класса» в структуре населения до 50 – 52% к 2020 г. А президент В.Путин накануне президентских выборов 2008 г. поставил задачу: через 12 лет довести уровень «среднего класса» до 70% (Комсомольская правда. 2008. 22 февраля. С.20.)
Единого определения понятия «средний класс» нет, как нет и однозначных оценок его численности. Причина в том, что все предлагаемые определения «среднего класса» смешивают разнородные критерии. Анализ определений позволяет сделать вывод о том, что в него включают обычно те слои, которые адаптировались к существующему строю и не стремятся к его изменению. «Средний класс» понимается как буржуазный класс, даже если в него  включаются наемные работники и даже лица, получающие пособия. При этом главный классообразующий признак – отношение к частной собственности скрывается в совокупности материальных (уровень доходов) и  нематериальных (образование, профессия и характер труда, статус) ресурсов, а то и вообще замещается анализом социального самочувствия,  то есть готовности человека относить себя самого к среднему классу.
Мы не отрицаем существования (особенно многочисленных в переходные периоды, пока не оформились четко классовые различия и отношения) разнородных по своему социально-экономическому положению средних слоев, занимающих промежуточное положение между двумя основными классами капиталистического общества, и потому при определенных условиях тяготеющих то к трудящимся, то к капиталистам. Они могут объединять и собственников, положение которых на рынке неустойчиво, и они в любой момент могут пополнить ряды пролетариев, и самих наемных работников, щедро оплачиваемых собственниками, а потому тесно связанных с их интересами.
 Это в первую очередь топ-менеджеры крупных компаний и госслужащие, которые, по данным Института социологии РАН, составляют уже больше его половины (Д. Юсупова. Новый средний //Ведомости. 2007.02.02. №18 (1792).  Зачастую трудящийся сам выступает собственником, и даже если речь идет только о его собственности на свою рабочую силу он остается  заинтересованным в ее сохранении в силу высокой оплаты.  И они не теряют надежд остаться собственниками, то есть классом, который большинство социологов называет «средним».
Чернышев А.Ю.
  1. В чем видит автор недостатки существующих  определений «среднего класса»?
  2. Какой признак, по мнению автора, является классообразующим?
  3. Кого автор причисляет к «среднему классу»?
  4. Используя знания обществоведческих курсов и факты общественной жизни, составьте два предложения, характеризующих положение «среднего класса» в современном российском обществе.


Прочитайте текст и выполните задания

«Средний класс» и мировой финансовый кризис
Первый заместитель Руководителя Администрации Президента РФ Владислав Сурков считает: «главным достижением первых лет ХХI века стало появление и становление в России массового, достаточно обширного среднего класса. И не просто появление и становление, но и выход на историческую сцену. Средний класс фактически обрел социальную гегемонию и политическую власть. Если 80-е были временем интеллигенции, 90-е десятилетием олигархов, то нулевые можно считать эпохой среднего класса.
Собственники обычного жилья, скромных автомобилей, небольших компаний. Врачи, преподаватели и офицеры. Квалифицированные рабочие. Сельские специалисты. Государственные служащие. Офисные работники. Их настроения, пристрастия, тревоги и надежды определили лицо эпохи. Их интересы стали целью политики последних лет. Их трудом, их знаниями и энергией обеспечены экономический рост, общественная стабильность, военные победы. Их деятельный патриотизм, политические, эстетические и ценностные предпочтения именно этих людей формируют современную культуру России, наш образ жизни, нашу демократию. Они соль земли. Золотая середина, сердцевина общества. Им Россия обязана своими успехами.
Поэтому основной задачей государства в период спада должно стать сохранение среднего класса. Защита среднего класса от идущей с Запада волны «оскудения» и растерянности. Замедление экономики требует от государства решительных шагов навстречу середняку. Спасти гегемона. Помочь среднему классу пережить следующий год без серьезного ущерба. Поддержать уровень занятости и потребления.
Безусловно, бомжи и миллиардеры, и представители других маргинальных групп и меньшинств – тоже наши граждане. Государство, конечно, помнит о них. Но первейшая забота сегодня – средний класс. Потому что российское государство – это его государство. И российская демократия – его. И будущее у них общее.
Бедолагам, назанимавшим миллиарды долларов на покупку дутых активов, экстренная помощь уже оказана. Тем, кто занимал тысячи рублей на холодильник, квартиру, образование, на потребление, короче говоря, на жизнь – пока нет. Рабочим, офис-менеджерам, малому бизнесу, всем этим, по-обамовски выражаясь, молчаливым героям пока не помог никто (исключение – важнейшее решение по гарантии личных вкладов). Им – пока – только взвинтили неподъемную ставку по ипотеке. Потребовали – пока – досрочного погашения займа на машину. Перевели на неполную рабочую неделю. И, кажется, собираются уволить. Или уже уволили.
Нужно позаботиться о них. Россия – их страна. Медведев и Путин – их лидеры. И они их в обиду не дадут».
Российская газета. 2008. 4 декабря
1. Кого В.Сурков относит к «среднему классу»? В чем, по мнению автора, значение «среднего класса»?  
2. Как, по мнению автора, влияет финансовый кризис на положение «среднего класса»?
3. С опорой на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный социальный опыт, подтвердите фактами или опровергните утверждение автора, что его интересы стали целью политики последних лет?
4. С опорой на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный социальный опыт, обоснуйте не менее двумя положениями, в чем должна состоять политика государства по отношению к «среднему классу»?


Найдите информацию о развитии "среднего класса" в России  в 2010-х  гг.

Раскройте его особенности в сравнении с другими классами общества.
 
Оцените возможности достижения численности "среднего класса" в России к 2020 г., озвученной Президентом РФ в 2008 г.

Назовите условия, необходимые для достижения этой задачи.


Комментарии