Супружество или сожительство?


Семья — это объединение людей, основанное на кровном родстве, браке или усынов­лении, которое связано общностью бюджета, быта и взаимной ответственностью, а следо­вательно, совокупностью социальных отношений, основанных на кровнородственных связях, экономических взаимодействиях, правовых и моральных обязанностях и др. (Котова О.А., Лискова Т.Е. ЕГЭ 2018. Обществознание. Я сдам ЕГЭ! Курс самоподготовки. Часть 1. Человек и общество. Экономика. Социальные отношения. М.: 2018. - 152 с.)
В чем сложность этой, казалось бы, простой темы? Дело в том, что семью в науке рассматривают как малую группу и как социальный институт. Представляете, на ЕГЭ вас могут попросить раскрыть эти разные значения одного понятия.
Более того, я встречал задания на составление сложного плана по темам «Семья как социальный институт» и «Семья как малая группа». Если вы думаете, что это тождественные темы, а, значит, планы совпадут, то глубоко заблуждаетесь.
Очевидно, что нужно отталкиваться от понятий «социальный институт» и «малая группа». Вспомните их определения.
А теперь вам в помощь два плана. Но не готовых, а с задачкой. Я сознательно не указываю формулировки тем, чтобы вы поломали голову над отличиями этих планов и сами соотнесли их либо с темой «Семья как социальный институт», либо — «Семья как малая группа». А также дополните недостающие элементы.
I. Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Понятие семьи.
2) Признаки семьи ________________:
а) в основе брачные кровнородственные отношения;
б) _______________________;
в) взаимопомощь и моральная ответственность и др.
3) ____________ семьи:
а)__________________;
б) хозяйственная;
в) социализации и др.
4) Семейное воспитание.
5) Виды (типы) семьи:
а) ________________________;
б) многопоколенная, нуклеарная.
II. Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
  1. Понятие семьи.
2. ________________ семьи:
а) ___________________;
б) хозяйственная;
в) социализации и др.
3. Права и обязанности членов семьи.
4. Виды (типы) семьи:
а) _____________________________;
б) многопоколенная, нуклеарная.
5. _______________ семьи:
а) экономические;
б) информационные и др.
Отсутствие каких пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этих тем по существу?
Для лучшего понимания тем «Основные институты общества» (1.9) и «Семья и брак» (3.10) предлагаю вам сделать выбор между супружеством или сожительством. Можно организовать на уроке дебаты.
Незарегистрированные пары достаточно часты. По данным социологов, из 100 % взрослого населения примерно 54 % состоят в браке, 37 % — неженаты, 9 % — состоят в незарегистрированном браке (Воронцов А.В., Королева Г.Э., Наумов С.А. Обществознание. 11 класс. Учебник. Линия УМК Г.А. Бордовского. Издательство ВЕНТАНА-ГРАФ. 2017).
Россияне нормально относятся к сожительству, но не готовы придать ему официальный статус. Узнайте, почему.
Порочной практикой и даже вредительством назвали очередную попытку легализации фактических браков российские блюстители нравственности в Госдуме и Общественной палате, ратующие за традиционные семейные ценности. И, как ни парадоксально, в этом их полностью поддержали юристы и ученые. По их мнению, нашумевший законопроект, внесенный на суд депутатов в конце января 2018 года, создаст еще больше проблем и все запутает. Люди «просто живут вместе» – такова данность постиндустриального общества, и не надо в нее вмешиваться, отмечают, в свою очередь, социологи. Подробнее об этом читайте здесь.
Для подготовки к дебатам в классе по вопросу «Супружество или сожительство?» вам необходимо собрать информацию, позволяющую установить общее и особенное в этих союзах, их достоинства и недостатки. Цель работы – научиться отличать институциональные явления от неинституциональных. В ходе дебатов выясняются тенденции в развитии института семьи и брака и его перспективы.
Информация собирается по следующим вопросам:
1) Какие союзы наиболее распространены в современном обществе? Какие формы брака выявляют сегодня социологи? Какие определения они им дают? Для каких обществ или социальных групп они типичны? Можно ли утверждать, что институт семьи брака испытывает серьезную конкуренцию со стороны иных форм брачных союзов?
2) Какие союзы наиболее укоренены в современном обществе, наиболее устойчивы во времени и пространстве? Какие союзы отличаются наибольшей стабильностью? Можно ли говорить, что супружество более прочный союз, чем сожительство?
3) Каким образом общество поддерживает одни формы брачных союзов, противится распространению других? Чем обеспечивается устойчивость, сохранность и развитие одних форм союзов в ущерб другим? Какие социальные нормы регулируют отношения людей в браке? Где они, в частности, отражены? Подготовьте сообщения об этих источниках. Какова роль традиций в укреплении института семьи? Как разрешаются эти вопросы в законодательстве? Какова позиция церквей по отношению к различным брачным союзам? Какие нормы наиболее действенные?
4) Раскройте статусно-ролевую систему в различных брачных союзах. Опишите семейные статусы. Какие взаимные права и обязанности закрепляются между всеми сторонами брачных отношений в законодательстве? Расскажите о наиболее типичных формах распределения ролевых обязательств в различных семейных союзах. Супруги - значит «вместе спряженные». Можно ли говорить, что сожительство предполагает супружеские обязанности?
5) Что общество рассматривает социальным отклонением в сфере брачных отношений? Как противостоит девиациям? Подготовьте сообщения о механизмах социального контроля в сфере брачных и внебрачных отношений. Какие социальные санкции применяются в официальном браке, сожительстве и при иных союзах?
6) Какие социальные проблемы наиболее типичны в условиях 1) официального брака, 2) в фактических браках, 3) при распространении иных форм брака? Кем и как эти проблемы разрешаются?
7) Кем и в каких формах осуществляется деятельность, направленная на возникновение, поддержание и развитие различных брачных союзов? Каково отношение к ним государства? Что можно сказать о семейной политике российского государства?
Еще несколько источников информации по теме я вам предложу.
Кому и почему запрещалось вступать в брак в России — совершите экскурс в историю со Светланой Кузнецовой из «Коммерсанта».
О том, как изменилась российская семья с середины 90-х прошлого века, читайте здесь.
Послушайте лекцию Юлии Лежниной «Что происходит с гендерными ролями и семьей в современной России?»
Для молодежи сожительства все чаще становятся самостоятельным институтом, альтернативой официальному союзу, выяснили ученые ВШЭ.
Узнайте, как разработанный новый общеобразовательный курс подготовит школьников к институту семьи.
Поскольку на ЕГЭ для мини-сочинений (задание 29) все чаще предлагаются цитаты Президента России, небесполезным будет, думаю, ознакомиться с некоторыми из них.
А вы знаете отличия демократической семьи от патриархальной? На ЕГЭ это тоже спрашивают. Так вот, 62% россиян выступают за равноправие в семье. Почитайте выводы социологов и выполните задание:
26. Назовите три признака семьи демократического типа и проиллюстрируйте каждый из них примером.
У социологов есть такое понятие «жизненный цикл семьи»: рано или поздно семья прекращает свое существование как группа. А как социальный институт? Исчезнет когда-нибудь? Существует мнение: институт семьи еще рано заносить в Красную книгу, но социальные процессы и технологические прорывы уверенно подводят его к этой черте. Ужас, да? 


Комментарии