«Создает человека природа, но развивает и образует его общество»


Повторим тему и напишем мини-сочинение по высказыванию
«Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Г.Белинский)
Похожие высказывания часто встречаются в типовых вариантах ЕГЭ:
«Личностью не родятся, личностью становятся» (А. Н. Леонтьев).
«Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть» (К. А. Гельвеций).
«Человек может стать человеком только путём воспитания. Он – то, что делает из него воспитание». (И.Кант).
«Без многого может обойтись человек, только не без человека»(Л. Берне)
«Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его – мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря» (Д.Дидро).
Сразу бросаются в глаза понятия «человек» и «общество». Задайте к этому высказыванию вопрос. Или вопросы. И это будет вступлением к сочинению.
Как связаны между собой человек и общество? Действительно ли человека создает природа, а развивает и образует общество и может ли человек жить вне общества?
Проблема взаимосвязи человека и общества заложена и в вы­сказывании русского литературного критика XIX в. В. Г. Белин­ского.
А теперь вспомним темы, согласно кодификатору, в которых раскрывается эта проблема. Это тема 1.1. «Биологическое и социальное в человеке» и 3.13. «Социализация индивида». Знаете ли вы теоретический материал по этим темам? Составлен ли вами сложный план по этим темам? Выучили ли вы все понятия по этим темам? Приводили ли уже примеры к заданиям с развернутым ответом по этим темам? Вспомните и подумайте, как эти знания встроить в ваше мини-сочинение.
Данным высказыванием автор затрагивает проблему социализации, то есть процесса становления личности человека и соотношения в человеке природных и социально-приобретенных качеств.
Белинский в своем высказывании очень точно и ёмко охарактеризовал двойственную биосоциальную сущность человека. Во-первых, человек есть порождение природы, является цепью эволюции, биологическим организмом, что роднит его с животными. Но он есть и порождение общества, его продукт.
Чтобы обосновать свою позицию по отношению к данному высказыванию, необходимо обратиться прежде всего к сущности таких понятий, как «человек» и «общество».
Человек - это опреде­ленная особь, которой присущи специфические черты, сочетание наследственных и приобретенных свойств, то есть природных и общественных. Человек, таким образом, появляясь на свет, является только индивидом, то есть тем, что создала природа; причем для каждого индивида свойственны лишь для него характерные признаки (рост, цвет волос, глаз, строение тела). 





Согласно биологическим закономерностям, человек обособился и развился из животного мира. Поэтому животные инстинкты вполне объяснимы в человеческой сущности, они имеют естественное происхождение.
Так, рождаясь, ребенок имеет налицо при­родные свойства. Он дышит, обладает многими врожденными рефлексами: двигательными, пищевыми и т. д. Это индивид, живая особь, как и другие природные существа. Значит, можно согласиться с первой частью высказывания В. Г. Белинского, что человека создала природа. Наблюдая за близнецами, выросшими в разных семьях, учёные сделали вывод: наследственность обусловливает от 25 до 50 % разновидностей личностных черт. А под влиянием каких фак­торов формируются остальные личностные качества? Надо полагать, социальных.
На Постнауке вам объяснят, как появилась жизнь, почему она устроена именно таким образом, что делает живое живым и может ли на других планетах существовать другая жизнь. Подробнее здесь.
Специалист по поведенческим механизмам животных Дмитрий Жуков в книге «Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей» рассказывает о влиянии гормонов на человека, отличии его от животных, перспективах этологии как дисциплины и доказывает, что 99,9% нашего поведения подчиняется тем же закономерностям, что и поведение всех животных.
Что на самом деле определяет поведение и личные качества человека: методы обучения и воспитание или генетическая наследственность? Насколько сильно наши гены влияют на наши предпочтения, убеждения или действия? В этом ролике Станислав Дробышевский, антрополог, кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, научный редактор портала ANTROPOGENEZ.RU расскажет, какова роль наследственности в поведении человека и насколько сильно воспитание влияет на нашу жизнь.
45 материалов Станислава Дробышевского на ПостНауке.
Почему одни люди жить не могут без кофе, другим легко даются иностранные языки, третьи делают большие успехи в спорте? Какие качества и привычки формируются окружающей средой, а какие передаются в наследство с генами? Смотрите об этом лекцию Андрея Афанасьева, научного сотрудника лаборатории функционального анализа генома.
Но человеческому детёнышу все-таки не помогает запас генов, унаследованных от родителей, чтобы стать полноценным человеком. Важнейшую роль в дальнейшей его жизни играет социализация в обществе.
Но речь об этом пойдет в следующей публикации.

Комментарии