Социальные статусы и роли в кино и в жизни

Продолжение. Начало см. здесь.

Попросите коллегу охарактеризовать себя. Пусть он ответит на  вопрос «Кто ты?» и на вашем бланке выпишет определенное количество ответов (в виде существительных или определений). 
Таким образом, ваш респондент выполнит тест самоидентификации, результаты которого вам предстоит проанализировать.

Что означает этот термин? Каждый человек проходит через непрерывный внутренний процесс самоидентификации: отнесения себя к той или иной социальной группе, определения своей роли в обществе.


Примерные вопросы, который задаёт себе человек, задумываясь о самоидентификации: Я женщина или мужчина? Глупый или умный? Красивый или страшный? Всеми любимый или отвергнутый? Никчёмный или важный, значимый? Успешный или неудачливый? Любитель или эксперт? Эгоист или альтруист? Добрый или злой? 
Классифицируйте выписанные респондентом статусы. Все ли он их назвал?    Если респондент что-то не назвал, это говорит об его отношении к данным статусам. Подумайте – о каком. Зная все группы статусов, самостоятельно дополните перечень респондента.  Можете попрактиковаться для начала на примере главного героя из фильма "Семнадцать мгновений весны".


А теперь выберете  одну из характеристик и  самостоятельно ответьте письменно на вопрос: "Что значит быть...?" Попросите сделать то же самое вашего респондента.
Я думаю, что вы написали о правах и обязанностях, вытекающих из того или иного вашего положения, например, как ученика. А также, возможно, вы написали о конкретных действиях, поступках, совершаемых исходя из выбранной вами характеристики. Зачитайте ваши ответы. Подумайте, в какие действия  вы в течение сегодняшнего дня совершите, исходя из указанных вами статусных характеристик.
Мы с вами вышли на очень важные обществоведческие понятия: "социальный статус" и "социальная роль". Раскройте смысл этих понятий и запишите определения.
Положение человека в обществе, занимаемое им в соот­ветствии с возрастом, полом, социальным происхождением, профессией и другими показателями и предполагающее оп­ределенные права и обязанности, называется социальным статусом
Ожидание, предписание соответствующего статусу пове­дения называют в социологии социальной ролью
Понятие «социальная роль» предполагает наличие в общественном сознании пред­ставлений о типичном поведении человека определенного статуса. Например, от ученика ожидают освоения учебных предметов, предусмотренных школьной программой; деятельность руководителя фирмы связывается с ответственными решениями, заботой о членах коллектива и др. Почему они это делают? Потому что, статус обязывает. Слышали это устойчивое выражение? Приходилось ли вам отвечать когда-то подобным образом?
Приведите свои примеры подобных ожиданий. Вот, к вам пришел новый учитель. Чего вы ожидаете? И не ожидаете? А от предмета, который он будет вести? 
Определите, в какой степени респондент соотносит себя со своими социальными статусами. Какое место в их жизни они занимают? Что означает для него быть кем-то? Можно ли говорить об идентификации со статусом, конформистском отношении  к нему или о дистанцировании от него? В каких поступках, словах это проявляется? Выясните, хорошо ли он себе представляет права и обязанности, закрепленные за его статусом?  Пусть он Вам опишет эти права и обязанности. Какие вопросы можно задать Вашему респонденту, чтобы определить его отношение к своему статусу? Приведите перечень этих вопросов, задайте их респонденту, на отдельном бланке выпишете его ответы. Понаблюдайте за респондентом в ситуациях, в которых проявляется его отношение к любому из его статусов. Опишите эти ситуации и сделайте обоснованные выводы в дневнике наблюдения.
Американский социолог Т. Парсонс (1902—1979) считал, что любая социальная роль имеет пять основных характеристик:
     эмоциональность (одни роли требуют сдержанности, другие — эмо­циональности). Актёр не может быть по эмоциональным, шофёр за рулём должен быть сдержанным;
     способ получения (одни роли предписываются, другие — завоёвы­ваются). Роль сына или отца предписывается, роль депутата либо руково­дителя производства (организации) завоёвывается;
     масштаб (часть ролей чётко сформулирована, другая — размыта). Роль президента или учителя достаточно чётко сформулирована, роль де­душки — размыта;
     формализация (одпи роли диктуют действия по строго установ­ленным, писаным правилам, другие — достаточно произвольны). Роли полицейского либо военного формализованы, роль же жителя большого города или городского района — произвольна;

    мотивация (ориентирована на прибыль, благо народа, семьи). Роль бизнесмена мотивирована прибылью, матери — благом семьи, обществен­ного деятеля — благом народа.
Проведите анализ социальных ролей вашего респондента на основе характеристик Т. Парсонса.
Поинтересуйтесь, как респондент переживает ситуации несовпадения статусов, ролевых конфликтов. Приведите конкретные примеры. Как Ваш респондент выходит из этих ситуаций? Какие действия он предпринимает? Сделайте выводы в дневнике наблюдения. Какие рекомендации Вы бы ему предложили?
Давайте посмотрим, как переживается героями ситуация несовпадения статусов в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад».






Любой ролевой конфликт опасен, поскольку наносит травмы  психике ин­дивида, делает его поведение неадекватным, непредсказуемым. Поэтому вы­деляют способы снижения ролевой напряжённости. Наиболее простой способ — изъятие из жизни одной из ролей. Он актуален для конфликта нескольких ро­лей. Так, например, молодому человеку приходится порой выбирать, какую школу посещать — спортивную или музыкальную.

Для снятия напряжённости в рам­ках одной роли существует несколько подходов. Первый — рационализация роли или, другими словами, объяснение самому себе причин конфликта. От­личник объясняет себе, что, в отличие от прочих учеников, у него есть цель, реализация которой требует полной самоотдачи в процессе обучения.

 Второй способ — это перекладывание ответственности за выполнение собственной ро­ли на плечи социальных сообществ. Так, известно, что в Средневековье палач, прежде чем отрубить голову, порой просил у жертвы прощения, снимая тем самым ответственность с себя и перекладывая её на судей, которые осудили несчастного. Палач же, не испытывая к жертве ненависти, выступает только в качестве орудия в руках правосудия.
Впервые в России директором школы назначили православного священника. Что же из этого вышло?
Обратите внимание, как главный герой разрешает этот конфликт. Просто разделяет эти роли! А какие еще способы снижения ролевой напряжённости вы можете назвать?

Комментарии