Социализация



Социализация — это осуществляющийся на протяжении всей жизни процесс форми­рования личности, развития социально значимых качеств человека (Котова О.А., Лискова Т.Е. ЕГЭ 2018. Обществознание. Я сдам ЕГЭ! Курс самоподготовки. Часть 1. Человек и общество. Экономика. Социальные отношения. М.: 2018. - 152 с.)
Процесс социализации про­ходит фазы, которые называют ещё стадиями жизненного цикла человека. Это детство, юность, зрелость и ста­рость. По степени достижения результата, или завершённо­сти процесса социализации, можно выделить начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды дет­ства, юности и зрелости, и продолженную, или зрелую, со­циализацию, охватывающую два других периода.

Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10 класса общеобразо­вательных учреждений / А.И. Кравченко. — 3-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. — 376 с.: ил.
Прежде подготовка к взрослой жизни была непродолжи­тельной: в 14—15 лет юноша переходил в разряд взрослых, а девушки в 13 лет выходили замуж и образовывали само­стоятельную семью. Так было в традиционном обществе. А что сейчас происходит? Подростки «не прочь продлить свое детство – возможно, потому, что они перегружены учебой и им не хватает времени на то, чтобы побыть детьми», подчеркивают исследователи. Возникает феномен вытесненного, «подавленного детства».
Почему подростки не спешат взрослеть? Современная молодежь принимает серьезные решения значительно позже, чем это делали их родители. Причины изучали ученые НИУ ВШЭ.
Социальное окружение человека может влиять на развитие личности как целенаправлен­но (путём организации процесса обучения и воспитания), так и стихийно.
Например, специальные учебно-воспитательные учреждения стараются изменить мировосприятие трудных подростков и способствовать их социальному росту. Однако далеко не всегда это удается. Какие факторы влияют на ресоциализацию детей с трудной судьбой, рассказала аспирантка Санкт-Петербургской школы социальных наук и востоковедения НИУ ВШЭ Ирина Лисовская.
Агенты (институты) социализации — люди и организации, обеспечивающие обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.
С опорой на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный социальный опыт, конкретизируйте двумя примерами социализирующую функцию семьи. Поддержка семьи делает подростка счастливее. Банально? Убедиться в этом никогда нелишне. Тем более, на ЕГЭ может встретиться задание 26. Назовите любые три субъекта, влияющие на развитие личности детей, и проиллюстрируйте примерами влияние каждого из них.
Еще в одном типовом задании с развернутым ответом акцент делается на роли государства:
26. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три направления влияния государства на социа­лизацию человека.
А вот и примеры к этому заданию. Периодически в Государственной Думе обсуждают инициативы по ограничению доступа детей к интернету. А в 2017 г. СМИ сообщали, что детям младше 14 лет могут запретить пользоваться соцсетями, а владельцев сервисов — обязать проверять паспортные данные при регистрации. Соответствующий законопроект разработало заксобрание Ленинградской области. Подробнее на РБК
Доделайте задания до конца, самостоятельно найдя и сформулировав примеры.
Социализация индивида, как известно, связана со сменой социальных ролей, с приобретением нового статуса.
Усвоение различных ролей — значительная часть процесса социализации. Процесс обучения ролям продолжается всю жизнь и актуализируется, т. е. всякий раз возникает заново с фактом приобретения нового статуса. Так, человек, выходящий на пенсию, вынужден осваивать роль пенсионера, атри­бутами которой являются воспитание внуков, разведение цветов на дачном участке, рыбалка, участие в деятельности домового комитета, чтение книг, просмотр телевизионных сериалов и многое другое, на что прежде ему не хва­тало времени.
Вот как этот процесс описан В. Шекспиром (Монолог Жака из комедии "Как вам это понравится"):
Весь мир – театр.
В нем женщины, мужчины – все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той. Сперва младенец,
Ревущий горько на руках у мамки…
Потом плаксивый школьник с книжной сумкой,
С лицом румяным, нехотя, улиткой
Ползущий в школу. А затем любовник,
Вздыхающий, как печь, с балладой грустной
В чести брови милой. А затем солдат,
Чья речь всегда проклятьями полна,
Обросший бородой, как леопард,
Ревнивый к чести, забияка в ссоре,
Готовый славу бренную искать
Хоть в пушечном жерле. Затем судья
С брюшком округлым, где каплун запрятан.
Со строгим взором, стриженой бородкой,
Шаблонных правил и сентенций кладезь,
Так он играет роль. Шестой же возраст –
Уж это будет нищий Панталоне,
В очках, туфлях, у пояса – кошель,
В штанах, что с юности берег, широких
Для ног иссохших; мужественный голос
Сменяется опять дискантом детским;
Пищит, как флейта… А последний акт,
Конец всей этой странной, сложной пьесы –
Второе детство, полузыбытье:
Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего.
Назовите все перечисленные в монологе социальные статусы и выполните задания.
Обратите внимание по отрывку, как индивид в каждый момент своей жизни демонстрирует разное ожидаемое окружающими поведение в соответствии со своими разными статусами. Неспроста, Ф.М. Достоевский считал, что «человек всю жизнь не живёт, а сочиняет себя, самосочиняется».
В процессе обучения роли надо видеть две стороны. Первая — это обучение приёмам поведения. Так, новоиспечённый руководитель учится держать паузу, солидно и неторопливо отвечать на вопросы, демонстрировать личную заинте­ресованность и проявлять заботу о подчинённых. Эта сторона обучения относи­тельно проста. Второе — приобретение определёнными персонажами устано­вок, соответствующих данной роли. Человек принял роль, сжился с ней, сделал её своей и теперь на весь окружающий мир смотрит её глазами. Приведите примеры таких ситуаций. Как детей учат быть настоящими девочками и мальчиками, например, изучали социологи НИУ ВШЭ.
И в заключение нашего онлайн-урока. По некоторым данным, до 25% семей в нашей стране вообще не в состоянии позитивно социализировать детей, а до 15% семей формируют правонарушителей. Часть таких семей обладает наследуемой дегенерацией, которая проявляется не только в психических заболеваниях или дебильности, но в эмоциональной тупости, приводящей к социальной дезадаптации. Такие выводы делались учеными десять лет назад ( (Смирнова А.А. «Семья как агент социализации и важнейший ресурс формирования социального здоровья молодежи»)
Какими последствиями для общества чревата эта проблема и что предпринимается для ее решения?


Комментарии