Культура


Сегодня мы с девятиклассниками читаем и иллюстрируем пособие Котовой О.А., Лисковой Т.Е. «ОГЭ 2018. Обществознание. Я сдам ОГЭ! Курс самоподготовки. Часть 1. Человек и общество. Духовная культура. Экономика. Социальная сфера». М., Просвещение, 2018. — 128 с.
Наша текущая тема «Сфера духовной культуры и ее особенности» (с.32). Текст небольшой по объему, удобен для составления плана. Поможете мне?
  1. Что такое культура?
Как связано это изображение с понятием «культура»?

а) в широком смысле ________________________;
б) ______________________________;
в) уровень развития какой-либо отрасли знания или деятельности (культура труда, культура потребления, правовая культура);
О какой культуре идет речь в следующем примере:
Россияне стали терпимее к неуплате налогов, взяткам, безбилетному проезду и противоправному получению государственных пособий. За последние 30 лет количество осуждающих такие действия сократилось почти на треть, выяснили Анна Алмакаева и Олеся Волченко?
г) как уровень развития человека как члена общества.
Яркая иллюстрация последнего значения — сказка К. Чуковского «Мойдодыр»
И еще одно задание — иллюстрация. Как связано с одним из обозначенных значений понятия «культура» данное изображение?

2. Творческая деятельность человека как основа культуры.
3. Значение культуры в жизни человека
Можно проиллюстрировать на примере знаменитого Робинзона Крузо. В тяжелых условиях необитаемого острова герой преобразует окружающую его природу, сохраняет и даже духовно совершенствует себя как личность. 
4. Сущность материальной культуры.
С помощью следующего изображения объясните сущность материальной культуры:
5. Что включает материальная культура?
Найдите информацию о первых орудиях труда человека.
Материальная культура состоит из культурных ар­тефактов, в то время как духовная культура — из результатов дея­тельности человеческого ра­зума, сущест­вующих в сознании человека.
Артефакт — это предмет, изготовленный человеком, все, искусственно сделанное людьми.
Давайте посмотрим, какие артефакты прошлого обнаруживают археологи.
6. Особенности духовной культуры
1) особая долговечность духовных ценностей, в отличие от ценностей материальных.
Например, Великая Отечественная война стала фатальной для объектов российского архитектурного наследия. Многие памятники культуры были утрачены навсегда: пострадавшие в годы войны, они так и не дождались восстановления. В подборке портала «Культура.РФ» — здания, которые мы потеряли.
2) безграничность потребностей человека в познании, в поиске смысла жизни и эстетических переживаниях.
Так, в советское время регулярно выходил киножурнал с характерным названием «Хочу все знать!». 
Посмотрите один из его выпусков, найдите дополнительный материал по одной из его тем, сравните и убедитесь, насколько обогатился новыми знаниями современный человек.
3) наличие специализированных учреждений культуры (библиотек, школ, музеев и т.д.)
С помощью сайта «Культура.РФ» пройдемся по лучшим музеям нашей страны.
7. Как связаны между собой материальная и духовная культуры?
Авторы пособия считают их разделение условным. Как вы думаете, почему?
А вот вам и пример. С одной стороны, памятник — явление материальной культуры. Тем более, если он посвящен… автомату.
Но министр культуры Владимир Мединский назвал автомат Калашникова «культурным брендом» России. То есть явлением сугубо духовным. Разберитесь со значением этого понятия. Выскажите свое отношение к позиции министра.
А еще авторы пособия пишут об отсутствии прямой связи между уровнями развития материальной и духовной культуры, так как «не всегда тяжелые материальные условия существования человека ограничивают перспективы его духовного развития, и наоборот». И я вспомнил фотографию из библиотеки в блокадном Ленинграде.
Найдите информацию о духовной жизни ленинградцев в период блокады и восхититесь их подвигом.



Комментарии