Социальное неравенство


Разработчики КИМов по обществознанию (Котова О.А., Лискова Т.Е. ЕГЭ 2018. Обществознание. Я сдам ЕГЭ! Курс самоподготовки. Часть 1. Человек и общество. Экономика. Социальные отношения. М.: 2018. - 152 с.) предлагают вам выполнить такое задание.
26. Назовите три любых критерия социальной стратификации и проиллюстрируйте каждый из них примером.
Называем:
1) Доход. Прежде чем вы подберете свой пример, я расскажу случай из своего преподавательского опыта.
«Пробуем на семинаре со студентами выстроить шкалу доходов их семьи. Это же своё, родное, тебя непосредственно касающееся, думаю я. Не тут-то было!
Дело продвигается с трудом. Студенты не знают доходы своих родителей. Более того, некоторые искренне убеждены, что их и не следует знать.
— Мне родители дают на каждый день по 150 рублей, мне хватает.
Вот такие «бедные студенты».
Самое интересное начинается, когда студентам рассказываю о доходах наших олигархов, а затем предлагаю студентам сопоставить их с минимальным размером оплаты труда. И каждому — настойчиво: «Выскажите всё, что думаете по этому поводу».
— Молодцы! Сумели!
— Нормально!
— Так и надо!
— Слишком большая разница!
— Большое социальное неравенство!
— Несправедливо!
— Раскулачить надо!
Словом, вся амплитуда общественных настроений царит в аудитории. И я прихожу к выводу: этой системе ничего не угрожает, пока торжествует полный плюрализм мнений. Ведь мобилизовать людей на что-то может только общая идея. Во всяком случае, мои студенты совершено не демонстрируют готовности объединяться в борьбе за социальное равенство».
А как вы относитесь к социальному неравенству? Согласны ли вы с нашим классиком?
«Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье… Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч живущих в городе ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился. Мы видим тех, которые ходят на рынок за провизией, днем едят, ночью спят, которые говорят свою чепуху, женятся, старятся, благодушно тащат на кладбище своих покойников; но мы не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами. Всё тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания… И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. Но человека с молоточком нет, счастливый живет себе, и мелкие житейские заботы волнуют его слегка, как ветер осину, — и всё обстоит благополучно».
Исследовательница Вышки изучила, как россияне относятся к разным типам социального неравенства.
► Неравенство доходов отмечают 84% населения, а неравный доступ к медицинской помощи — 70%.
► Хотя с 2015 года рейтинг не изменился, проблемными теперь чаще называют неодинаковый доступ к медицине и образованию. Также выросла доля страдающих от «диспаритета» в жилищных условиях и в сфере отдыха и досуга.
► Население страны не исключает неравенств в принципе. 65% считают желательной более высокую оплату труда тех, кто работает быстрее и эффективнее.
► При этом 87% граждан согласны полностью или частично, что получают на своей работе значительно меньше, чем заслуживают.
► 84% россиян уверены, что государство должно бороться прежде всего с неравенством, а не с бедностью.
Постройте шкалу доходов для современной России. Может быть, вам помогут два моих поста здесь и здесь.
Изумительную картинку социальная неравенства, царящего в обществе, представляет образ парохода «Атлантида» из рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»:
«По вечерам этажи «Атлантиды» зияли во мраке огненными несметными глазами, и великое множество слуг работало в поварских, судомойнях и винных подвалах... Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал, одолевая и ее, и эти горы, — точно плугом разваливая на стороны их зыбкие, то и дело вскипавшие и высоко взвивавшиеся пенистыми хвостами громады, — в смертной тоске стенала удушаемая туманом сирена, мерзли от стужи и шалели от непосильного напряжения внимания вахтенные на своей вышке, мрачным и знойным недрам преисподней, ее последнему, девятому кругу была подобна подводная утроба парохода, — та, где глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груды каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени; а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, цедили коньяк и ликеры, плавали в волнах пряного дыма, в танцевальной зале все сияло и изливало свет, тепло и радость, пары то крутились в вальсах, то изгибались в танго — и музыка настойчиво, в сладостно-бесстыдной печали молила все об одном, все о том же...»
2) Образование. Вспомните из блока экономики, почему его называют «общественным благом». Потому что оно должно быть общедоступным.
В. Путин в статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России» ставил задачу «обеспечить социальное равенство в получении образования».
— Мы уже привыкли к тому, что отбор детей в престижные школы (и соответствующая конкуренция их родителей) начинается с первого класса. При этом в ряде наших крупных городов образовались группы школ с устойчиво низкими результатами обучения. В таких школах почти нет отличников, участников олимпиад, но много детей с трудностями в обучении, с неродным русским языком, с девиантным поведением. Школа перестает выполнять функцию социального лифта, начинает воспроизводить и закреплять социальную дифференциацию, — констатировал Президент страны. //Комсомольская правда. 2012. 13 февраля.
О возрастающем социальном расслоении в сфере образования читайте в «Огоньке». Считаете ли вы, что доступ к образованию должен определяться материальным благосостоянием человека? Согласны ли вы с тем, что институт образования должен закреплять и морально оправдывать существующее в обществе социальное неравенство?
3) Престиж. Авторы пособия «Я сдам ЕГЭ» определяют престиж как «привлекательность в общественном сознании той или иной профессии, должности, рода занятий».
Помните, откуда это?
«Теперь посмотрим, братия,
Каков попу почет?
Задача щекотливая,
Не прогневить бы вас?..
Скажите, православные,
Кого вы называете
Породой жеребячьею?..
С кем встречи вы боитеся,
Идя путем – дорогою?..
О ком слагаете
Вы сказки балагурные
И песни непристойные,
И всякую хулу?..
Мать попадью степенную,
Попову дочь безвинную,
Семинариста всякого –
Как чествуете вы?
Кому вдогон, злорадствуя,
Кричите: го-го-го?..»
А теперь замените слово «поп» другим, обозначающим профессиональный статус, например, «учитель», и переложите этот отрывок на новый лад.
Снова расскажу о том, с чем мне приходилось сталкиваться на занятиях еще десять лет назад.
«Строим со студентами шкалу престижа. Киллер оказывается выше токаря, учителя, социолога, милиционера. В другой раз один студент, будущий инженер, объяснял выбор бандита словами: «Лучше прожить короткую, но богатую жизнь, чем за копейки горбатиться на заводе».
Студенты искренне убеждены, что источники богатства не имеют никакого значения. А я им отвечаю: «Чем я отличаюсь от вас? Вы восхищаетесь ворованным, а я считаю, что вор должен сидеть в тюрьме». Но подозреваю, что в этом вопросе я для них не авторитет».
С тех пор прошли годы…
Знаете ли вы, что врач, учитель, программист и военный - четыре профессии, общественный престиж которых существенно вырос за последние шесть лет? В проигрыше, прежде всего, юристы, если, конечно, верить социологам из ВЦИОМ.
А теперь, используя наш материал и опираясь на знание обществоведческого курса, напишите мини-сочинение по высказыванию «Неравенство унижает людей и поселяет между ними несогласие и ненависть». (Г. Мабли)

Комментарии