Социальная мобильность. Исследовательский проект






Задание 1
        Поинтересуйтесь трудовыми книжками своих родителей и родственников. В них поэтапно описана   трудовая   карьера.   Записи   об   увольнении   и   приеме   на   работу   послужат   вам надежными показателями. Постарайтесь в каждом конкретном случае проследить карьеру и собрать  информацию о том,  к какому типу  мобильности  она относится (вертикальная: восходящая   или   нисходящая,   горизонтальная),   как   долго   она   длилась,   была   ли   она скачкообразной  или  непрерывной,  интенсивной или  перемещений     совершалось  немного. Определите дистанцию и скорость социальной мобильности. Таким образом, вы опишете внутрипоколенную мобильность человека.
Задание 2
        Проведите интервью с родителями, родственниками или с их друзьями. Задайте им следующие вопросы:
каково их занятие (профессия)?
каким было первое их занятие?
каково нынешнее (последнее) занятие их отца?
каким было первое после окончания школы занятие их отца?
Собранную у опрошенных информацию занесите в таблицу:
Респондент 
Нынешнее   занятие (профессия) сына

Первое занятие сына 
Нынешнее (последнее) занятие отца  
Самое первое занятие отца 
1. 
2. 
3. 
А теперь сравните социальное положение сына после окончания школы (или вуза)  и соответственно - его отца. Различается ли оно? Подумайте, с чем это связано? Аналогично сравните нынешнее занятие сына с нынешним (последним) занятием отца. Можно ли утверждать, что нынешний социальный статус сына более высок, чем он был у его отца? Имейте в виду, что один и тот же статус может иметь разный «вес» в разное время. Почему? Оцените престиж социального статуса отца в его время и сейчас? С чем связаны его изменения? Ответив на последний вопрос: «Что повлияло на достижения отца, благодаря чему или кому достиг нынешнего положения сын?», вы тем самым опишете факторы социальной мобильности героев вашей работы.
Если межпоколенная социальная мобильность невелика, это означает, что у человека было мало шансов повысить свой социальный статус по сравнению с родителями. Межпоколенная мобильность позволяет судить о степени перехода неравенства от одного поколения к другому. Подтверждается ли эта закономерность вашим исследованием?
Задание 3.
        Составьте список причин увольнений с работы, а затем проранжируйте их по степени распространенности. Проведите интервью с родителями и знакомыми, узнайте по каким причинам они увольнялись с работы. Составьте новый список. Совпадет ли он с вашим? В чем их различия?
Задание 4
        Исходя  из собственного жизненного опыта, определите,  какие из перечисленных качеств личности в наибольшей мере способствуют продвижению «наверх», деловой карьере: воля, честность, темперамент, интеллект, внешний вид, коммуникабельность, хитрость, физическая сила, целеустремленность, цинизм, способность рисковать, вежливость. Можете предложить свои варианты. Обоснуйте ответ. Попросите выполнить это задание ваших респондентов. Как они ответят? Различаются ли их представления о «качествах успеха» с вашими? Как вы думаете, почему различаются?
Задание 5.
        Проранжируйте (расположите по значимости) шесть символов успеха: образование, дружеские связи, престиж, гарантия работы, собственный дом, деньги. Пусть это же сделают ваши респонденты. Что у них и у вас в наибольшей степени способствует успеху в жизни, как вы и респонденты   его   понимаете?   Полученные   ответы   соотнесите   с   социальным   статусом отвечающего. Интересно, к каким выводам вы придете.

Комментарии