Прохладные отношения между людьми возникают вследствие взаимных трений. Что ты скажешь на это, физика?»
Станислав Ежи Лец (1909—1964 гг., польский писатель)
Социальный конфликт (в переводе с латыни означает столкновение) — спор, столкновение нескольких субъектов за обладание тем, что одинаково высоко ценится всеми сторонами (Котова О.А., Лискова Т.Е. ЕГЭ 2018. Обществознание. Я сдам ЕГЭ! Курс самоподготовки. Часть 1. Человек и общество. Экономика. Социальные отношения. М.: 2018. - 152 с.)
В конфликте важно видеть субъектов (участников) конфликтного взаимодействия с их интересами, различать причины и повод для конфликта, выделять виды в зависимости от предмета конфликта.
Анализируя тот или иной социальный конфликт, следует иметь в виду конкретную стадию, на которой он находится. Все социальные конфликты проходят три стадии: предконфликтную, непосредственно конфликтную и послеконфликтную.
Рассмотрите их на конкретном примере.
Выявите названные элементы в конфликте, разворачивавшемся в квартире профессора Преображенского ( повесть М. Булгакова «Собачье сердце»). Давайте для этого посмотрим фрагмент из экранизации и проанализируем структуру и вид конфликта.
Как вы думаете, какие условия влияли на развитие этого конфликта: намерения участников конфликта либо добиться компромисса, либо полностью устранить соперников, отношение к средствам физического насилия, уровень доверия между сторонами, адекватность оценок конфликтующими сторонами истинного положения дел или иные внешние обстоятельства?
Также важно знать способы поведения в конфликте. Проанализируйте поведение участников конфликта по просмотренному видеофрагменту. Какие новые возможности он открыл перед участниками? Каким же способом был закончен этот конфликт? Какой из способов, по вашему мнению, является наиболее эффективным для разрешения конфликта? Переговоры, медиация (посредничество), арбитраж? Почему? Придумайте иной сценарий развития сюжета при применении разных способов разрешения этого конфликта.
Помните о том, что выделяют также пять основных стратегий взаимодействия в конфликте в процессе его разрешения: сотрудничество, соперничество (конкуренция), компромисс, избегание, приспособление.
Конкуренция. «Чтобы я победил, ты должен проиграть».
Приспособление. «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».
Компромисс. «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».
Сотрудничество. «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть».
Как данный вид поведения в конфликте профессора и домового комитета повлиял на эмоциональное состояние его участников, на их чувства?
Авторы пособия «Я сдам ЕГЭ» призывают нас отличать завершение конфликта от его разрешения. Можно ли по просмотренному вами видеофрагменту судить о разрешении конфликта между профессором Преображенским и «собранием жильцов дома»?
Итак, мы использовали для изучения темы один из возможных примеров, а именно: литературный, которым можно проиллюстрировать функции или возможные негативные и позитивные последствия социальных конфликтов, его структуру, вид и способы разрешения.
Помните еще: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте»? Попытайтесь описать сюжет трагедии У. Шекспира, используя знания о структуре и динамике конфликта. Подскажу только. Перед нами яркий пример конфликта принадлежности — человек входит в две группы, которые конкурируют между собой. Их семьи враждовали между собой, а двое влюбленных оказались в сложной ситуации — они одновременно были членами своей семьи и любили человека из вражеского стана. В такое же положение попадает представитель оппозиционной партии, вошедший в правительство, или футболист, играющий против команды своего родного города. Человек в таких конфликтах должен сделать свой выбор, не боясь его последствий и понимая свою ответственность.
Вбейте в строку Яндекса «Социальный конфликт в…», и вы сразу убедитесь в том, как много литературных примеров можно использовать при написании мини-сочинения на экзамене (задание 29) по нашей теме. Отличный может родиться совместный исследовательский проект по обществознанию и литературе!
Не менее богат на конфликты исторический материал: хоть стрелецкий бунт 1682 года бери, хоть анализируй октябрьскую революцию 1917 года. На протяжении всей своей истории человек воевал. Историки утверждают, что за 3500 лет письменной истории человек не воевал только 300 лет, а всего за этот период на планете Земля произошло 14 530 войн.
В первой половине XX в. самыми крупными международными конфликтами были мировые войны. В первой из них погибло около 10 млн человек, во второй — 55 млн. А военные конфликты второй половины ушедшего века прибавили к огромным жертвам этих войн еще 20 млн человек.
Какой политический конфликт описан в вашем учебнике истории наиболее обстоятельно? Обратите внимание на такие внутриполитические события в России, как революции 1905—1907 гг. и 1917 г., Гражданская война, политические события августа 1991 г. и октября 1993 г.; на международные события: Первую и Вторую мировые войны, Карибский кризис 1962 г. или другие по вашему выбору.
Проанализируйте выбранное вами событие с точки зрения теории политического конфликта: выявите его причины, состав участников, развитие, способ разрешения, влияние на политическую жизнь общества. Если потребуется, обратитесь к дополнительным источникам.
25 лет назад конфликт президента Бориса Ельцина и Верховного совета перерос в вооруженные столкновения. Расстрел Белого дома поставил точку в противостоянии властей. Какие характеристики данного конфликта вы бы перечислили?
Хроника октябрьских событий 1993 года — в видео РБК:
А вот и задание ЕГЭ об этом:
Первоначально конфликт между ветвями власти проходил по линии противостояния, с одной стороны, Президента РФ и Правительства РФ, а с другой — Верховного Совета РФ и Советов народных депутатов РФ всех уровней. Этот конфликт вылился в события октября 1993 г., связанные с вооружёнными столкновениями в Москве, штурмом здания Верховного Совета РФ войсками, верными Президенту РФ. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного социального конфликта и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) локальный 3) насильственный 5) экономический
2) политический 4) скрытый 6) национальный
Проанализируйте эти события на основе теории конфликта. Правильно ли вели себя в конфликте его участники? Оцените способы разрешения конфликта. Мог ли он закончиться более продуктивно? Что для этого надо было сделать? Является ли он примером максимально эффективного или крайне неэффективного разрешения конфликтов? Проанализируйте, что способствовало именно такому его разрешению.
Еще один из возможных источников для примеров по нашей теме: текущая социальная реальность. Что мы узнаем из нее?
Оказывается, трудовые права в России не соблюдаются в отношении почти половины занятых. 56% граждан работают свыше 40 часов в неделю, большинство – без выплаты сверхурочных.
Кризис 2014–2016 годов эти процессы усилил: социальная защищенность на рынке труда снизилась, нагрузка выросла, но не привела к пропорциональному росту доходов, противоречие между работниками и работодателями стало одним из главных в обществе, утверждается в исследовании Натальи Тихоновой и Анастасии Каравай «Сверхурочная страна».
Аналогичное задание встретилось мне в одном из типовых вариантов:
В 1992 г. в области К. возникло противостояние между рабочими и администрацией большинства предприятий, которое длилось полгода. Рабочие получили разрешение от властей на проведение забастовки. Они, действуя в рамках закона, требовали повышения заработной платы, уровня жизни, ликвидации задолженности по зарплате и выплате пенсий. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного социального конфликта и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) политический 3) региональный 5) ненасильственный
2) глобальный 4) экономический 6) спонтанный
Управа на труд. Ольга Филина: в регионах набирают силу протесты, вызванные задержками зарплаты
Однако россияне не верят в протесты. По данным «Левада-центра», подавляющее большинство граждан не хотят участвовать в митингах и забастовках.
«Требования упрощаются до призыва «Долой!». Петр Бизюков о том, почему трудовой протест стремительно деградирует.
Тогда, может быть, они выбирают путь, который предлагают авторы художественной ленты, только что вышедшей в прокат? Пойдем смотреть?
Совсем недавняя история. И она еще не закончилась. Жители ряда регионов готовы последовать примеру екатеринбуржцев, которые провели акции против строительства храма на месте городского сквера. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев предложил жителям Екатеринбурга обсудить альтернативные площадки для строительства храма Святой Великомученицы Екатерины. В конфликт вмешался даже президент страны.
Соберите информацию об этом конфликте и проанализируйте с точки зрения теории конфликта.
Что делать властям, чтобы не провалить переговоры с протестующими. Читайте об этом здесь.
Организуйте в классе (вне урока) вместе со школьным психологом тренинг по преодолению конфликтов.
Впрочем, в науке есть и такая точка зрения, что конфликты никогда не разрешаются полностью (выскажите свое отношение к ней):
«Регулирование социальных конфликтов является решающим условием уменьшения насильственности почти всех видов конфликтов. Конфликты не исчезают посредством их разрешения; они не обязательно становятся сразу менее интенсивными, но в такой мере, в которой удается регулировать, они становятся контролируемыми, и их творческая сила ставится на службу постепенному развитию социальных структур... Для этого нужно, чтобы конфликты вообще, а также данные отдельные противоречия признавались всеми участниками как неизбежные, и более того — как оправданные и целесообразные… Скорее, необходимо осознавать плодотворный творческий принцип конфликтов. Это означает, что любое вмешательство в конфликты должно ограничиваться регулированием их проявлений и что нужно отказаться от бесполезных попыток устранения их причин» (Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта/ Социологические исследования. — 1994. — № 5. — С. 145—146.
А теперь напишите мини-сочинение по высказыванию: «Если есть готовность к конфликту, повод для конфликта найдется всегда» (И. Шевелев)
Комментарии
Отправить комментарий