Как не потерять баллы в задании 25



Написать этот пост меня вынудили массовые ошибки моих учеников на пробнике по обществознанию, состоявшемся в пермских школах перед весенними каникулами, в задании 25. Необходимо было раскрыть смысл понятия «Юридическая ответственность». Неосторожное употребление одного слова в определении приводит к потере трех первичных баллов сразу. Таким «проклятым» словом и стало употребленное многими в определении слово «преступление»: применение мер государственного принуждения за совершенное… преступление.
Все, это читается как приговор. Вам.
Внимательный школьник поймет, что за определение «юридической ответственности» выдали на самом деле определение понятия «уголовная ответственность», которая выступает всего одной из форм юридической ответственности. Вместо родового обобщающего понятия раскрыли понятие видовое! Вместо слова «преступление» надо было написать слово… «правонарушение». Разницу чуете? Эх, не быть вам юристами, если так небрежны к формулировкам!
И такая ошибка массовая и в терминах, относящихся к другим блокам обществознания.
Например, в прошлом году на экзамене было дано задание раскрыть смысл понятия «потребность». Куда еще проще, скажете вы! Оказалось, не проще.
Проанализируйте это определение, из-за которого ученик получил 0 баллов, хотя вторая часть этого задания была выполнена им правильно (и к баллу за определение ученик мог прибавить два за правильно сформулированные предложения). Согласитесь, несогласие вызывает употребленное автором слово «безвозмездное», а особенно — отсутствие конкретики в словах «в чем либо, ком-либо». Никаких неопределенных местоимений или конструкций «это когда…», умоляю, не употребляйте.
Неудивительно, что в критериях оценивания задания четко прописали условие максимального балла за определение (нынче за него дадут два первичных балла, а не один):
«Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия / отличающие его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(-ые) отличие(-я))»
Как видим, никакой «отсебятины», возвращаемся к классической форме определений, дающихся в учебниках и пособиях, естественно, рекомендованных ФИПИ и входящих в федеральный перечень. Изучите историю Артема Веселова, через суд пытавшегося доказать верность формулировки признака гиперинфляции в своем ответе на экзамене. Думаю, вы уже не подойдете легкомысленно к заданию 25. Кстати, определения понятий вам придется еще раскрывать в заданиях 22 и в 29. Так что баллов можно потерять немало.
Поэтому обратите внимание на то, что почти в каждой своей статье или в видеоуроках я привожу определения понятий, которые дают сами разработчики КИМов. Будем считать их истиной последней инстанции. Нам же баллы нужно зарабатывать!
Рекомендую вести отдельную тетрадь для терминов и пополнять свой словарик от темы к теме.
Обратите внимание, что много определений понятий встречается в самих заданиях типовых вариантов от ФИПИ.
Например, в заданиях на выбор верных суждений нет-нет да проскользнет определение, или в задании 20.
Вот определение понятия «потребность», на которое я указывал ученикам, взятое из задания на выбор верного суждения: «Потребности - это переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности». Но, видимо, поленились выучить и баллы потеряли.
Определения можно брать из первого задания:
Выполните задание и сконструируйте определения для обоих указанных в задании понятий исходя из требований к критериям оценивания, указанных выше.
Еще одно полезное задание для конструирования определений — третье задание:
3. Ниже при­ве­ден ряд ха­рак­те­ри­стик. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «пра­во­от­но­ше­ние». Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.
1) охра­ня­е­мое го­су­дар­ством
2) уре­гу­ли­ро­ван­ное нор­ма­ми права
3) ви­нов­ное
4) об­ще­ствен­но­ опас­ное
5) об­ще­ствен­ное от­но­ше­ние
6) со­дер­жит права и обя­зан­но­сти участ­ни­ков
Идеальное, сточки зрения критериев оценивания. Понятие «правоотношение» является видовым (таких понятий больше всего), поэтому подводим его под родовое «общественное отношение» и далее перечисляем (только не один!) существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия / отличающие его от других понятий. Получилось сформулировать? Не подглядывая!
Запомните ли вы эту формулировку и донесете ли ее до экзаменационного бланка — это уже зависит от вас, а не от вашего учителя. Как бы мне снова не пришлось ругать учеников, когда начнут слать сканы своих проверенных работ на предмет возможной апелляции!
Научитесь пользоваться теми подсказками, которые дарят вам сами составители КИМов.

Комментарии