Право в правде



Назовите известные вам из истории обычаи. А какие обычаи сохраняются до сих пор?
Какой обычай был сначала ограничен князем Ярославом Мудрым, а потом ликвидирован?
(Кровная месть была хорошо известна еще в Древней Руси: упоминание о ней присутствует в Русской Правде (XI—XII века), где, в частности, оговаривалось, кто имел право мстить за убийство родственника. За убийство мстили брат за брата, сын за отца, отец за сына, племянник за дядю. В остальных случаях, а также в случае, если мстителя не находилось, убийца обязан был уплатить виру — штраф в пользу князя. В третьей четверти XI века кровная месть была законодательно запрещена сыновьями Ярослава Мудрого)
Что вы знаете о "Русской Правде"?


   Давайте узнаем, что особенно привлекает в "Русской Правде" современных исследователей.
  "Некоторые из положений "Русской правды" …  отклик находят до сих пор — во всяком случае, нравятся исследователям. Скажем, Павел Лукин особенно ценит отсутствие в первом русском кодексе законов смертной казни. Впрочем, этот факт можно объяснить не только гуманистическими устремлениями князя-христианина, но и необходимостью пополнять казну: единожды попытавшись заменить штрафы (виры) за убийство смертной казнью (кстати, по совету епископов-греков) еще Владимир Красное Солнышко столкнулся с неудовольствием дружины — у той уменьшилось довольствие, и больше в домонгольской Руси к вопросу казней не возвращались. А вот директору Института российской истории РАН Юрию Петрову кажется актуальным появившийся в более поздних редакциях "Правды" "урок мостникам", то есть строителям мостов и дорог: не брать лишних денег за свою работу, а придерживаться строго установленной законом таксы. Наконец, Игорь Яковенко, профессор факультета истории искусства РГГУ, одобряет меры защиты частной собственности, принятые "Правдой": виры за убийство не будет, если хозяин дома оборонялся ночью от воров. В "минимальном древнерусском государстве" у населения оставалось достаточно пространства для частной инициативы...
  — Обратите внимание, следующий после "Русской правды" сборник законов назывался уже иначе — "Судебник" Ивана III,— подчеркивает Игорь Исаев.— В нем меньше апелляций к суду по совести, к нормам "обычного права", зато вводится и смертная казнь, и розыск крестьян, что часто связывают с монгольским влиянием. В целом власть, издавшую "Судебник", меньше интересует морализаторский поиск истины и больше — соблюдение процедур, обеспечение законности".
  Источник:
  https://www.kommersant.ru/doc/3093797
Может ли быть актуальным и сегодня столь давний исторический документ? 
Что привлекает в этом историческом документе современных исследователей? А вас?
Какой вывод на основе этого материала вы можете сделать о возникновении права и его отличиях от других социальных норм?


Комментарии