Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию за два месяца



Не существует чудодейственной таблетки для подготовки к ЕГЭ


— До экзамена осталось совсем немного времени. Как эффективнее построить подготовку на этом этапе?
— Нет универсального варианта подготовки за два-три месяца до экзамена. Что делал ученик раньше? Если он не готовился, а сдавать собирается — это одно. А если готовится к экзамену уже продолжительное время — совсем другое. К сегодняшнему дню в школах уже написаны пробники: это значит, уже известно, на что можно рассчитывать, если бы экзамен состоялся сегодня. Если ученик не писал пробник, это обязательно надо сделать.
Если ученик готовится с начала учебного года, то в апреле мы обычно уже заканчиваем работу над темами кодификатора. Уже прорешены тематические тесты, по промежуточным тематическим диагностикам в формате демо-версии текущего года ученик уже видит динамику в результатах. Он знает, как выполнять задания с развернутым ответом. Поэтому в последние недели с этими учениками мы вооружаемся типовыми вариантами сборника заданий ФИПИ, увеличиваем балл за первую часть и оттачиваем формулировки в сложных заданиях второй части.
Но часто обращаются ученики, плохо написавшие пробник. К сожалению, в моей практике не было тех, кто в такой ситуации за три месяца кардинально улучшал результат. Хотя все зависит от мотивации и степени мобилизации. Здесь нужно понять, на чем можно выиграть: увидеть сильные стороны ученика, добиться правильного выполнения всех заданий, которые ему под силу.
— Как этого добиться?
— На ЕГЭ по обществознанию есть задания, которые заранее известны. Любой репетитор или учитель должен знать, что чаще проверяется на экзамене. Такие темы должны быть отработаны в первую очередь. В частности, типы обществ, формы государства, задания 10, 12, 14, 16. Заходим на «Решу ЕГЭ» и решаем их.
Но самое главное — работа с пособием или с учебником. Теорию нужно учить, в какое бы время ученик ни решил начать готовиться. Следует снова просмотреть кодификатор, карандашом отметить темы, которые вызывают сомнения. Я рекомендую пособия, которые предлагают сами разработчики КИМов из ФИПИ.

Не нужно устраивать гонку накануне ЕГЭ

— Как правильно распределить оставшееся время?
— Распределение времени — самая серьезная проблема. Я знаю, что многие берут репетиторов за три месяца до экзамена, потому что не могут элементарно заставить себя готовиться самостоятельно. Я сразу предупреждаю таких учеников: если заниматься только два часа в неделю в присутствии репетитора, это значит выбросить деньги на ветер.
Нужно, даже при наличии репетитора, чтобы ученик занимался каждый день, пусть по полчаса, но каждый день и сам. На помощь к нам приходит электронное обучение. Например, я записываю онлайн-уроки на своем канале и к каждому занятию пишу главу к своему интерактивному онлайн-учебнику обществознания. Все это находится в свободном доступе.
— Есть еще какие-то рекомендации?
— Я рекомендую вступать в открытые ЕГЭшные сообщества во «ВКонтакте», участвовать в бесплатных вебинарах от разных преподавателей и посещать онлайн-курсы по подготовке к экзамену.
Благодаря включению дистанционных форм обучения действительно можно в условиях цейтнота эффективно распределить свою работу хоть за год, хоть за три месяца до экзамена. Главное условие — самодисциплина ученика.
Но не нужно устраивать гонку накануне ЕГЭ. Советую своим ученикам перед экзаменом еще раз спокойно просмотреть свои записи, опорные конспекты, схемы, таблицы, повторить термины, найти удачные свои эссе. Говорю им: «Вы знаете типы заданий, не забыли, как оформлять ответы? Прочитайте еще раз инструкции по оформлению работы на ЕГЭ. Читайте справочник. Отдохните от тестов. Вы подсели на них? Заданий десятки тысяч. Жизни не хватит их всех решить. Но каждая ошибка в очередном варианте будут выбивать из колеи. Зачем это нужно перед экзаменом? Почему бы просто в охотку не почитать школьный учебник? С желанием, с интересом, без напряжения. Вы так редко обращались к нему в течение учебного года, правда? Иногда и зубрежка облегчает жизнь. Сосредоточьтесь на тех темах, которые с трудом вспоминаются и/или не были пройдены. Повторение — мать учения. Только не зубрите как бешеные. Запоминайте термины по принципу ассоциаций, ориентируйтесь на формулировки, которые вы встречали в КИМах. На экзамене, как в КВНе, иногда оказывается кстати вовремя употребленная домашняя заготовка».

Не гадай, какие задания будут на экзамене!

— С какими типами заданий чаще всего возникают сложности на экзамене? На что ученики не обращают внимание, а следовало бы?
— Мне лично очень досадно, когда ученики срывают задания, в которых нужно раскрывать значения понятий. Это такая серьезная потеря в баллах, зачастую на пустом месте! Нужно постоянно оттачивать формулировки: устного проговора определения понятия недостаточно. Нужно не лениться, записывать разные свои формулировки, анализировать, отбирать лучшие. Увы, ученики не любят это делать. Они очень зависимы от подсказок в первой части экзамена, поэтому вторая остается для многих проблемной. Поэтому так важно в оставшееся время сосредоточиться уже на нарешивании типовых вариантов ЕГЭ и больше времени посвящать выполнению заданий части второй.
— Какие рекомендации вы дали бы ученикам перед экзаменом?
— Своим ученикам я обычно говорю так. «Не пытайся угадать, какие будут задания на экзамене. Сложные или простые? Как на досрочном или на репетиционном тестировании? Да, экзамен — состояние неопределенности. Оно преодолевается знанием учебного материала. Мысль банальна, но в контексте экзаменов актуальна: «Знание — сила». Если ты учил курс, решал демоверсии, тесты и типовые варианты много и успешно — и тебе всегда хватало времени, чего бояться? На экзамене любое задание может стать узнаваемым. Просто будь внимательным. Составители заданий, как ни странно, твои союзники. В самих заданиях зачастую содержатся подсказки, нужные термины, примеры, указания, сколько должно быть ответов. Не пропусти их!».

Комментарии