«Труд­но по­нять, каким дру­гим путём можно прий­ти к ис­ти­не ..."







«Труд­но по­нять, каким дру­гим путём можно прий­ти к ис­ти­не и овла­деть ею, если не ко­пать и не разыс­ки­вать её как зо­ло­то и скры­тый клад» (Джон Локк). Напишем мини-сочинение по этому высказыванию? Точнее, давайте сложим наш ответ на задание 29 ЕГЭ по обществознанию (обратите внимание на то, что разработчики КИМов уже не употребляют слово «эссе» для этого задания, да и словосочетание «мини-сочинение» тоже отсутствует в формулировке задания образца 2020 года в проекте демоверсии).
Так что просто следуем за условием задания и не пропускаем в нем ни одного требования, как и во всех предыдущих заданиях. И продолжаем, как и прежде, делать «домашние заготовки», которые можно будет сложить как пазл.
Итак, выделяем ключевое понятие в цитате. Истина! Тема 1.4 по кодификатору. Параграф 6 в учебнике 10 класса под редакцией Л. Боголюбова или параграф 3 в учебнике под редакцией Г. Бордовского.
А как разыскивают обычно золото или клад? Правильно, долго, в разных местах, затрачивая много усилий, средств, плутая то тут, то там. Так и постижение истины дается непросто, путь к ней пролегает через опыты, ошибки и разочарования.
Помните у Пушкина?




Итак, ключевую идею и тему высказывания определили. Балл заслужили. Эксперты будут дальше читать наше сочинение. Согласия (несогласия) сейчас от нас не требуется. Зато требуется знание темы. Надеюсь, сложный план к теме «Истина, ее критерии» вы уже составили, ключевые термины к 25 заданию выучили, тесты прорешали, примерами запаслись.
Сейчас мы просто перенесем из учебника необходимую теорию и понятия. На экзамене, естественно, ее надо будет вспомнить. Итак, продолжим:
Истина есть адекватное (верное, правильное) отражение действительности в сознании человека. Истина по своей сути - это результат процесса познания. Познание – процесс постижения действительности и приобретения нового знания, открытие ранее неизвестного.
Истина может быть относительной и абсолютной. Истина относительна, потому что мир изменчив и бесконечен. Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки. Относительная - истина, которая может быть дополнена последующим познанием, из неё складывается абсолютная истина, которая есть полное, исчерпывающие знание о любом объекте. 
Но на пути к этому знанию совершается много ошибок, допускаются заблуждения, а то и сознательная ложь. Для того, чтобы отличать истину от заблуждения и лжи существуют критерии истины. Критерий – это показатель, признак, мерило, на основании которого формируется оценка качества какого –либо объекта, в данном случае –истинности знания. Основным критерием истины в познании выступает практика, иначе говоря, деятельность, опыт или эксперимент. 
К полному исчерпывающему знанию об объекте стремится научное познание. Оно заключается в стремлении к наиболее адекватному, объективному, достоверному пониманию действительности. Оно старается проникнуть в сущность явлений, их структуру, причинно-следственные связи и т.д. Наука стремится познать мир таким, каков он есть, вне и независимо от человека. Доказательность и проверяемость — важные черты научного познания.
А теперь важно проиллюстрировать примерами теоретические положения, но нам нужны не любые научные факты, а те, к которым ученые прокладывали непростой путь. Помните, что придерживаться надо строго идеи высказывания. И не забываем, что наши примеры должны быть из разных источников.
То, насколько сложен процесс познания истины, можно проиллюстрировать примером из истории науки. Долгое время считалось, что шарообразная Земля — неподвижный центр Вселенной. Но в XVI в. Н. Коперник на основе наблюдений и сложных математических расчетов доказал, что Земля — одна из планет, вращающихся вокруг Солнца по круговым орбитам. Истина, определенная Птолемеем, оказалась заблуждением. Вскоре И. Кеплер доказал, что орбиты планет — эллипсы, он же вывел законы движения планет. Г. Галилей подтвердил учение Коперника. В конце XVII века И. Ньютон открыл новую страницу в изучении Вселенной, открыв закон всемирного тяготения. Эти примеры показывают, насколько изменчиво то, что ранее считалось абсолютной истиной, и как долог и непрост путь к ее постижению.
Второй факт проверяет ваши познания социальной реальности. Как можно готовиться к экзамену по обществознанию и не следить за текущими новостями?
Каждый год Нобелевский комитет присуждает премию за достижения в науке. Мимо этой информации проходить никак нельзя. Подробнее об этих событиях читайте в моих постах здесь и здесь. Осталось встроить их в наше сочинение.
Нобелевскую премию медицине 2018 года дали за исследования о способах использования иммунной системы для борьбы с раком? Профессор Джеймс Эллисон из Техасского университета (США) и профессор Тасуку Хондзё из Киотского университета (Япония) независимо друг от друга обнаружили способы удаления «тормозов» иммунной системы, которые препятствуют борьбе с раковыми клетками. Новый способ лечения рака сначала испытывался на мышах, в 2006 году клинические испытания нового лекарства начались на людях. В 2012 году в результате испытаний нового метода у 30% испытуемых было выявлено значительное уменьшение объема опухолей при самой агрессивной форме рака — меланоме». 12 лет прошло от первых клинических испытаний до вручения премии! 
А лауреаты премии по медицине — 2019 получили ее за исследования, начатые еще в начале 90-х годов прошлого столетия. 
За что дали Нобелевскую премию, по физике читайте здесь.
Делаем вывод.
Эти факты доказывают, что путь к истине долог, непрост, требует много опытов и длительных экспериментов, что роднит его с поиском клада.
Ну что, попробуйте теперь выполнить задание 29 самостоятельно.

Комментарии