Свобода, а не принуждение

От­вет­ствен­ность че­ло­ве­ка по­вы­ша­ет­ся в усло­ви­ях огра­ни­чен­но­го вы­бо­ра стратегий пове­де­ния в опре­де­лен­ных си­ту­а­ци­ях. Согласны ли вы с этим суждением? Оно приводится в одном из заданий типового варианта ЕГЭ. И многие ошибочно выбирают его в качестве верного.
Но ведь чем больше вариантов для выбора действия, тем больше риска совершить ошибку. Помните из сказки: «направо пойдешь — коня потеряешь, налево пойдешь…»?

Возьмем, к примеру, ситуацию из социального опыта. Сегодня абитуриентам дано право подавать документы не в один вуз, предъявлять в приемные комиссии результаты ЕГЭ за экзамены по разным предметам по выбору. Допустим, вы поступили в три вуза, а теперь нужно принять решение, где именно учиться. Согласитесь, решение требуется принять не менее ответственное, чем выбор экзамена для сдачи. Ведь это выбор дальнейшего пути в жизни.
Так вот. Ощущение свободы и чувство ответственности прямо связаны друг с другом. Это впервые на экспериментальных данных с участием респондентов из России и США доказала группа ученых Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ, Университета Миссури и Омского государственного университета. А мы то этого не знали? Как будто не написано это в учебнике. Например, у Л. Боголюбова (10 класс) читаем: «Как показывают исследования психологов, большинство людей склонны принимать на себя ответственность за свои действия». Сами, без принуждения! То есть свободно.
Да и соответствующее задание ОГЭ в 9 классе выполняли:
Верны ли следующие суждения о свободе?
А. Свобода человека в обществе предполагает возможность вы­бора и принятия на себя ответственности за него.
В. Чем больше свободы получает человек в обществе, тем боль­ше ответственности ложится на него.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Надеюсь, что выбрали оба суждения.
И все-таки, несмотря на очевидность ответа, прочитаем про исследование ученых, ведь они «впервые» экспериментальным путем доказали, что свобода, а не принуждение помогает человеку быть ответственным. «Ответственность может быть принята человеком добровольно, когда ему предоставлена достаточная для этого свобода».
Обратите внимание на эксперимент, о котором рассказывается в статье. Это еще яркая иллюстрация применения эмпирических методов в научном познании, о которых тоже спрашивают на ЕГЭ.
Не пройдете вы и мимо замечания авторов: «Ученые отмечают, что ответственность выше, когда есть поддержка автономии со стороны людей, которые имеют власть или авторитет. Это, например, родители, преподаватели, руководители и т.д.». Вряд ли возможно ответственно настроиться на подготовку к ЕГЭ, если постоянно слышишь от учительницы: «Вы должны…». И совсем другое дело, когда осознанный выбор по необходимости вы совершаете сами при поддержке учителя или вашей семьи. Так мы выходим на понимание свободы как познанной необходимости.
Познайте необходимость сдать ЕГЭ, чтобы стать свободными!
Любопытны выводы ученых об уровне ответственности россиян и о доверии в отношениях между людьми как факторе, влияющем на их ответственное поведение. Авторы исследования считают, что его «результаты могут быть использованы в сфере менеджмента и политики». Подумайте как и приведите конкретные примеры использования.
А теперь попробуйте написать мини-сочинение по высказыванию:
«Невозможно свободно ступить ни шагу по земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом» (Т. Кар­лейль).

Комментарии