Общественные блага




На ЕГЭ-2019 и в тренировочном варианте ЕГЭ, который писали пермские школьники осенью, в задании 28 предлагалось составить сложный план по теме «Общественные блага в рыночной экономике». Вот уж не повезло, так не повезло многим выпускникам! Ни учебник базового уровня под ред. Л. Боголюбова, ни его профильный учебник, ни справочник О. Котовой и Т. Лисковой «Я сдам ЕГЭ» нимало не проливают свет на эту тему, ограничиваясь лишь определением понятия «общественные блага» да примерами. Вот так! Видимо, в ФИПИ полагают, что все сдающие ЕГЭ по обществознанию имеют счастье до кучи изучать экономику в школе. Полистайте учебники экономики (только обязательно из федерального перечня). Много ли вы найдете информации об общественных благах?
Многие выпускники как за палочку-выручалочку ухватились за понятие «рыночная экономика» в названии темы. Это не спасло. В принципе, возможно было указать незаинтересованность субъектов рынка в производстве общественных благ как одно из несовершенств (провалов) рыночной экономики. Но этот пункт, хоть и указан в ключе, не является обязательным.
Информация о общественных благах дается в теме 2.12 по кодификатору «Роль государства экономики», в которой их производство называется в качестве одной из его экономических функций. Вот, пожалуй, и все.
Например, разработчики КИМов по обществознанию дают такое определение понятию «общественные блага»:
Общественными благами называют товары и услуги, которыми люди пользуются совместно и которые не могут быть закреплены в чьей-либо собственности.
В принципе, из определения можно выжать существенные признаки, вынести их в отдельный пункт, что и сделали счастливчики, получив хотя бы один балл за план.
Вот он обязательный пункт из ключа:
3) Признаки общественных благ:
а) отсутствие конкуренции в потреблении;
б) неделимость;
в) неисключаемость;
г) нерыночный характер стоимости.
В какой еще пункт желательно было попасть? Авторы ключа предлагают для этого два пункта на выбор. Можно было назвать не менее трех видов благ. Именно благ, а не общественных благ. Последние являются видовым понятием, и авторы предлагают начать план вообще с родового, то есть обобщающего, понятия «блага». А общественные производятся наряду с частными. Еще авторы ключа называют свободные и экономические блага. Вот о них информация в сборнике О. Котовой и Т. Лисковой содержится в самой первой теме по экономике.
Котова О.А., Лискова Т.Е. ЕГЭ 2018. Обществознание. Я сдам ЕГЭ! Курс самоподготовки. Часть 1. Человек и общество. Экономика. Социальные отношения. М.: 2018. - 152 с.
Котова О.А., Лискова Т.Е. ЕГЭ 2018. Обществознание. Я сдам ЕГЭ! Курс самоподготовки. Часть 1. Человек и общество. Экономика. Социальные отношения. М.: 2018. - 152 с.
Также в ключе называются взимозаменяемые и взаимодополняемые блага. Сможете привести их примеры? Кстати, цены на дополняющие и заменяющие товары являются неценовыми факторами спроса. Помните, по заданию 10?
Но вернемся к благам общественным.
К видам общественных благ составители ключа отнесли чистые и смешанные. В чем их отличие? Может быть, поймете по примерам: к первым относятся обеспечение обороноспособности, охрана правопорядка и др. Очевидно, что все признаки общественных благ здесь проявляются в чистом виде.
Но не все общественные блага обладают свойствами неизбирательности и неисключаемости в одинаковой степени. Когда хотя бы одно из свойств проявляется слабо, то это уже смешанные блага. Например, услуги здравоохранения и образования могут оплачиваться частным образом.
Вот и все, что нужно было написать в плане «в данной или близкой по смыслу формулировке», чтобы получить максимальный балл за задание 28.
Напоследок пройдите по ссылке и ознакомьтесь с небесполезным материалом по нашей теме.
А также посмотрите познавательный видеоурок доцента ВШЭ Игоря Кима.

Комментарии