Продолжаем разбор черт различных типов общества (традиционное, индустриальное, постиндустриальное) по литературным и историческим источникам, начатый в публикации "Подобные нам ездят сюда дело делать".
II
Сегодня перечитываем документ, знакомый вам по урокам истории: Манифест 19 февраля 1861 года.
Прочитаем отрывок из него:
Высочайший Манифест
… Вникая в положение званий и состояний в составе государства, мы усмотрели, что государственное законодательство, деятельно благоустрояя высшие и средние сословия, определяя их обязанности, права и преимущества, не достигло равномерной деятельности в отношении к людям крепостным, так названным потому, что они частию старыми законами, частию обычаем потомственно укреплены под властию помещиков, на которых с тем вместе лежит обязанность устроять их благосостояние. Права помещиков были доныне обширны и не определены с точностию законом, место которого заступали предание, обычай и добрая воля помещика. В лучших случаях из сего происходили добрые патриархальные отношения искренней правдивой попечительности и благотворительности помещика и добродушного повиновения крестьян. Но при уменьшении простоты нравов, при умножении разнообразия отношений, при уменьшении непосредственных отеческих отношений помещиков к крестьянам, при впадении иногда помещичьих прав в руки людей, ищущих только собственной выгоды, добрые отношения ослабевали и открывался путь к произволу, отяготительному для крестьян и неблагоприятному для их благосостояния, чему в крестьянах отвечала неподвижность к улучшениям в собственном быте.
Выделите в тексте слова (словосочетания), которым по смыслу могут соответствовать термины, принятые в научном обществознании. Составьте список этих понятий.
Вспомните и напишите их определения.
Раскройте особенности различных типов общества.
Объясните, как содержание данного документа может характеризовать тип общества, имевшийся в тот период в России.
Дочитайте Манифест до конца и изучите исторические обстоятельства, в которых появился данный документ.
Оцените значимость этого документа для той исторической эпохи.
Напишите возможный сценарий развития общества: способствовала бы эта реформа сохранению сложившегося типа общества или привела бы его к изменению в понимании автора документа и разработчиков реформы.
Найдите информацию о последствиях этой реформы. Привела ли она к изменению типа общества в России?
Выскажите критические суждения о мировоззрении автора Манифеста. Какому типу общества оно соответствуют? Отражает ли содержание документа изменения в мировоззрении автора?
Подберите произведения живописи и художественной литературы, характеризующие отношения между помещиками и крестьянами в духе, отраженном в документе и проведите их презентацию.
Комментарии
Отправить комментарий